Назарбаев Нурсултан Абишевич Назарбаев Нурсултан Абишевич
Первый Президент Республики Казахстан - Лидер нации

Токаев
Касым-Жомарт Кемелевич
Токаев<br>Касым-Жомарт Кемелевич
Президент Республики Казахстан

Итоги государственного аудита

Аудиторлық қорытынды Денсаулық басқармасы

Категория: Итоги государственного аудита
Дата: 21.09.2020
Просмотры: 49 Печать страницы

 

 

Председателю

Ревизионной комиссии

М.Мусаеву

 

 

 

АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по итогам аудита эффективности использования бюджетных средств соответствующих территориальных субъектов здравоохранения в обеспечении борьбы с коронавирусной инфекцией за период действия чрезвычайного положения и карантинных ограничений

ГУ «Управление здравоохранения Алматинской области»

 

 

Вводная часть

Наименование аудиторского мероприятия: аудит эффективности использования бюджетных средств соответствующих территориальных субъектов здравоохранения в обеспечении борьбы с коронавирусной инфекцией за период действия чрезвычайного положения и карантинных ограничений.

Цель государственного аудита: эффективность использования бюджетных средств соответствующих территориальных субъектов здравоохранения в обеспечении борьбы с коронавирусной инфекцией за период действия чрезвычайного положения и карантинных ограничений.

Объекты государственного аудита: ГУ «Управление здравоохранения Алматинской области», (далее – Управление).

Состав группы государственного аудита: руководитель отдела -государственный аудитор Есенаманов К.Б.(сертификат государственного аудитора  № 0194 от 05.12.2016г.) и главный специалист - эксперт Медеуова М.М. (сертификат государственного аудитора №0310 от 05.12.2016г.).

Период, охваченный государственным аудитом: с 01 января по 31 июля 2020 года.

Аудитом охвачено 2 278 704,90 тыс.тенге, из них:

- 253 106 000 Проведение мероприятий за счет чрезвычайного резерва местного исполнительного органа для ликвидации чрезвычайных ситуаций социального, природного и технического характера 137 168,50 тыс.тенге;

- 253 107 000 Проведение мероприятий за счет резерва местного исполнительного органа на неотложные затраты 918 400,0 тыс.тенге;

- 253 109 000 Проведение текущих мероприятий за счет резерва Правительства Республики Казахстан на неотложные затраты 1 223 136,40 тыс.тенге.

Показатели при проведении аудита эффективности и вопросы к каждому из показателей:

Эффективность – соотношение полученных результатов к запланированным с учетом использованных для их достижения ресурсов.

Специальный показатель:

Организация и обеспечение оказания медицинской помощи, лекарственными средствами,  изделиями медицинского назначения в обеспечении борьбы с коронавирусной инфекцией за период действия чрезвычайного положения и карантинных ограничений в соответствии с  выделенными бюджетными средствами.

1. Анализ текущей ситуации в сфере борьбы с коронавирусной инфекцией.

2. Анализ финансовой обеспеченности системы здравоохранения Алматинской области в обеспечении борьбы с коронавирусной инфекцией.

3. Анализ эффективности освоения выделенных средств в обеспечении борьбы с коронавирусной инфекцией, причины несвоевременного освоения (при наличии).

Результативность – степень реализации намеченных по каждой деятельности задач и соотношение плановых (прямых, конечных) и фактических результатов соответствующей деятельности.

4. Анализ оснащенности, потребности и рационального использования медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения в обеспечении борьбы с коронавирусной инфекцией, при необходимости проведение встречной проверки/контрольного осмотра.

5. Выполнение договорных обязательств по предоставлению медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения в обеспечении борьбы с коронавирусной инфекцией, при необходимости проведение встречной проверки/контрольного осмотра.

6. Правильность ведения бухгалтерского учета  отчетности (в рамках охватываемых бюджетных программ).

7. Создают ли осуществляемые мероприятия благоприятные условия для улучшения качества и доступа к медицинским услугам в обеспечении борьбы с коронавирусной инфекцией.

8. Удовлетворены ли граждане услугами здравоохранения (данные анкетного проса граждан).

7. Другие вопросы, возникающие в ходе проведения аудита и относящиеся к аудиторскому мероприятию.

 

Основная (аналитическая) часть:

Со дня объявления в стране режима чрезвычайного положения и в период карантинных ограничений, в регионе были усилены меры по недопущению дальнейшего распространения КВИ.

Так, на 16 марта по области имелось 550 инфекционных коек, из них 237 детских, 313 взрослых. Было дополнительно развёрнуто 479 инфекционных коек при медицинских организациях, 517 провизорных и 1161 карантинных (обсервация) коек. На амбулаторном и стационарном уровнях работали 38 инфекционистов, 143 анестезиолога-реаниматолога, 8 нефрологов, 12 трансфузиологов, 98 неврологов и 447вречей терапевтов. Также, в области имелись 202 реанимационные койки, для лиц с подозрением и в случае подтверждения КВИ дополнительно 27 реанимационных коек.

В области имелись необходимые лекарственные средства и изделия медицинского назначения для поддерживающей терапии,  которые не были достаточны для профилактики заболевания КВИ и были ориентировано в основном на меры лечебного характера.  Также, была сделана дополнительная заявка на средства индивидуальной защиты и аппараты искусственной вентиляции легких.

Всего по состоянию на 1 августа 2020 года в регионе зарегистрировано:

- больных КВИ – 4 256 человек. Из них выздоровело – 3 442. Летальных исходов – 19. Находится на лечении – 792.

- больных пневмонией – 13 968 человек. Из них выздоровело – 11 669. Летальных исходов – 490. Находится на лечении – 1 809.

Основной причиной летальных исходов стал отек легких,  из-за недостаточности работы сердечно-сосудистой системы. Даная ситуация произошла в большинстве у пациентов при тяжелой степени заболевания, имеющих  факторы риска в виде хронических заболеваний - артериальной гипертензии, заболевания сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет, ожирение. За счет недостаточной работы сердца, сосудов произошла перегрузка в организме жидкостью и развился отёк легких.

Отдельно следует отметить что, имеют место факты поздней госпитализации пациентов с уже развившимися осложнениям.  А также отмечается высокий уровень позднего обращения за медицинской помощью пациентов, т.е. пациенты длительное время занимались самолечением, что в свою очередь привело к развитию тяжелых необратимых органических поражений. 

По состоянию на 01 августа 2020 года Министерство здравоохранения Республики Казахстан объединило статистику по количеству заболевших с лабораторно подтвержденным COVID-19 и заболевших пневмонией с неуточнённой этиологией, но имеющие клинические и эпидемиологические признаки КВИ.

Максимальный рост числа заражённых наблюдался в мае, июне и июле.

Анализируя статистику регистрации больных с подтверждённой КВИ, можно сделать выводы что, одной из причин увеличения больных стало то что, к лечению КВИ больных не была подключена  система первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), то есть поликлиники и участковые врачи. Людей лечили только в стационарах и провизорных госпиталях даже тогда, когда течение заболевания было бессимптомным.         Основной акцент был направлен на стационары, которые располагают ограниченными количеством койко-мест, аппаратов ИВЛ, а нужно было амбулаторное лечение. Также, следует отметить что, стихийное перепрофилирование коек значительно ограничило оказание услуг населению с другими заболеваниями.

В медицинских учреждениях региона минимизирован контакт                            с населением. Обеспечена максимальная безопасность врачей, для которых созданы все необходимые условия. Однако, эти меры не обеспечивают безопасность медицинских сотрудников от заражения КВИ.  В регионе по состоянию на 01 августа текущего года случаев заражения КВИ среди медицинского персонала зарегистрировано 483. Из них, летальный исход –                  6 человек.

За аудируемый период всего проведено  154 124 ПЦР исследований.  ПЦР-тестирования на КВИ проводятся в 8 специализированных лабораториях. Бесплатным тестированием охвачены лица, относящиеся к группе риска. Также имеется возможность пройти обследование на КВИ методом ПЦР на платной основе.

Из числа зарегистрированных пациентов подтверждённых КВИ – 4 256, было проведено анкетирование, посредством телефонных звонков 149 пациентов (3,5%).

На поставленные вопросы были получены удовлетворительные ответы. Лечением пациенты довольны, лекарственные средства предоставлялись бесплатно и в полном объёме, претензий в адрес медицинских организаций не имеется.

Государственным аудитом охвачено 2 278 704,90 тыс.тенге. На период государственного аудита освоено 1 598 492,8 тыс тенге из них на:

- приобретение средств   медицинского    назначения и средств индивидуальной защиты – 785 679,50 тыс.тенге;

- материально-техническое    оснащение – 656 000,0 тыс.тенге;

- приобретение лекарственных средств для лечения КВИ – 19 644,80 тыс.тенге;

- поощрение медицинского персонала – 137 168,50 тыс.тенге.

Не освоено 680 212,1 тыс. тенге,  так как сроки поставок товаров по заключенным договорам на момент завершения государственного аудита не наступили.

В ходе государственного аудита выявлено финансовых нарушений законодательства Республики Казахстан на сумму 4 736,6 тыс.тенге. Также выявлено процедурные нарушения в количестве 1 единицы.

В ходе аудиторского мероприятия выявленная сумма 4 736,6 тыс.тенге полностью возмещена в местный бюджет.

По вопросам правильности, обоснованности и законности премирования работников медицинской организации задействованных в обеспечении борьбы с КВИ были проведены встречные проверки в – Областной больнице г.Талдыкорган, центральных районных больницах Илийского, Енбекшиказахского, Карасайского, Талгарского районов, г.Капшагай,  Алматинской многопрофильной клинической больнице и проведён мониторинг  Уйгурской ЦРБ и СБ Шелек Енбекшиказахского района.

Установлены следующие несоответствия:

Несоблюдение требований п.52 Правил поощрения работников субъектов здравоохранения, оказывающих медицинские услуги в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и в системе обязательного социального медицинского страхования, т.е. произведена выплата поощрений директорам: 

- областная больница г.Талдыкорган, 225 000,0 тенге;

- Илийская ЦРБ, 247 305,0 тенге;

- Карасайская ЦРБ, 317 608,0 тенге;

- Енбекшиказахская ММБ,  403 750,0 тенге;

- Капшагайская ГБ, 417 206,0 тенге;

- Уйгурская ЦРБ, 420 826,0 тенге;

- СБ Шелек Енбекшиказахского района, 285 200,0 тенге.

Также, не соблюдены требования п.54 Правил поощрения работников субъектов здравоохранения, оказывающих медицинские услуги в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и в системе обязательного социального медицинского страхования, в указанных медицинских организациях не принимались Решения комиссий по оценке деятельности работников и вклада работников, принимавших непосредственное участие согласованные с Управлением здравоохранения, что подтверждает  недостаточно должный контроль со стороны руководящего состава.

Имело место неправильного расчета выплаты поощрения в Областной больнице г.Талдыкорган. Всего поощрено медицинских сотрудников на сумму 4 412 962,0 тенге. Комиссия по выплате поощрения решила что, начисление нужно производить с 13 марта 2020 года, тогда как режим ЧП был введён с 16 марта 2020. Таким образом, на сумму 441 296,0 тенге произведён не правильный расчёт.  Однако, указанная сумма возврату в бюджет не подлежат, так как денежные средства имеют целевое назначение и предназначены для сотрудников задействованных в мероприятиях по предотвращению распространения КВИ. Неправильный расчет дней не повлиял на распределение сумм поощрений, так как производился в процентном соотношении.

Не соблюдены требования п.53 Правил поощрения работников субъектов здравоохранения, оказывающих медицинские услуги в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и в системе обязательного социального медицинского страхования в Областной больнице г.Талдыкорган. казана выплата поощрения сотруднику. Превышающая 10 МРЗП, то есть переплата в сумме 485 тенге.

В связи с резким увеличением случаев заражения КВИ в регионе за  май, июнь и июль месяцы, Постановлением акимата Алматинской области №272 от 10 июля 2020 года из резерва местного исполнительного органа на борьбу и лечение КВИ Управлению были выделены средства на приобретение аппаратов искусственной вентиляции лёгких в количестве 50 единиц, на сумму 625 000,0 тыс.тенге. А также на приобретение кислородных концентратов в количестве 100 единиц, на сумму 83 400,0 тыс.тенге.

В июле текущего года, между 21 медицинской организацией области и ТОО «Глобал Медикал» заключены договора на поставку медицинской техники - аппарат искусственной вентиляции лёгких. Указанные средства были выделены из местного бюджета, по программе «253 107 000 Проведение мероприятий за счет чрезвычайного резерва местного исполнительного органа для ликвидации чрезвычайных ситуаций социального, природного и технического характера». Однако, медицинскими организациями при заключении договоров на поставку 50 единиц аппаратов ИВЛ на общую сумму 625 000,0 тыс. тенге, указана некорректная бюджетная программа «253 033 011 Материально-техническое оснащение государственных предприятий», которая финансируется из средств республиканского бюджета

Аппараты искусственной вентиляции легких приобретены, установлены и используются в реанимационных отделениях медицинских организаций. Несмотря на это, на сегодняшний день в регионе всё ещё имеется потребность в  дополнительных аппаратах искусственной вентиляции лёгких.

Общая потребность в лекарственных средствах формируется  в соответствии с «Правилами обеспечения лекарственными средствами граждан» утверждённые Приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстана от 30 сентября 2015 года №766.

Согласно «Правил проведения оценки рационального использования лекарственных средств» утвержденного приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 06.05.2019 г. № ҚР ДСМ-67,  в организациях здравоохранения проводится проверка назначений лекарственных средств в текущих медицинских картах для выяснения обоснованности и полноты назначения, и выборочный клинический аудит листов врачебных назначений в текущих и закрытых медицинских картах на предмет соблюдения процедур организации и безопасности пациента. Руководителями создается постоянно действующая комиссия, которая не реже одного раза в квартал проводит анализ врачебных назначений на стационарном, стационарозамещающем и амбулаторном уровне. Также, в медицинских организациях, оказывающих скорую, стационарную и стационарозамещающую помощь в рамках ГОБМП и ОСМС, создается запас лекарственных средств не менее чем на один месяц.

Медицинские организации области обеспечены необходимыми  средствами индивидуальной защиты (далее, СИЗ).  СИЗ использовались в соответствии с нормами выдачи специальной одежды и других средств индивидуальной защиты работникам организаций различных видов экономической деятельности утверждённые Приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 8 декабря 2015 года № 943.

За период действия чрезвычайного положения и карантинных ограничений в регионе, Управлением было заключено 28 договоров по предоставлению медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения на сумму 1 395 567,9 тыс.тенге, из них:

- по программе 107 – 5 договоров, на сумму 209 999,8 тыс.тенге;

- по программе 109 – 23 договора, на сумму 1 185 568,1 тыс.тенге.

Указанными договорами было предусмотрено приобретение лекарственных средств, изделий медицинского назначения, дезинфицирующих средств, средств индивидуальной защиты.

Установлены несоблюдения требований договорных обязательств заключенных Управлением с:

- ТОО «Dolce»;

- ТОО «СК-Фармация»;

- ТОО «ТД «БО-НА»;

- ТОО «Niko Pharm»;

- ТОО «Zharas-2012».

Также, в отношении указанных поставщиков Управлением не соблюдены требования п.24 ст.43 Закона «О государственных закупках», то есть в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения принятых поставщиком обязательств по договору о государственных закупках Заказчик не обеспечил взыскание неустойки (штрафов, пени) со следующих потенциальных поставщиков:

- ТОО «Dolce»  9787,5 тенге;

- ТОО «СК-Фармация» 1593,88 тенге;

- ТОО «ТД «БО-НА» 691,0 тенге;

- ТОО «Niko Pharm» 2 406 461,75 тенге;

- ТОО «Zharas-2012» 660,0 тенге.

Итоговая часть

Принятые меры в ходе государственного аудита: возмещено в бюджет медицинскими организациями области 2 317 380,0 тенге. Привлечена к дисциплинарной ответственности (выговор) должностное ответственное лицо ПХВ «Областная больница г.Талдыкорган».   

До проведения заседания по итогам государственного аудита обеспечено взыскание  неустойки в сумме 2 419 194,13 тенге.  Также, привлечены к дисциплинарной ответственности 6 должностных (ответственных) лица, в том числе:

- ГУ «Управления здравоохранения Алматинской области»              Иманбекова Г.М.. - замечание; 

- ГКП на ПХВ «Капшагайская городская больница» Имангалиевой К.Н. - замечание;

- ГКП на ПХВ «Енбекшиказахская многопрофильная  межрайонная  больница» Омаркулова Б.А. - замечание;

- ГКП на ПХВ «Уйгурская районная больница» Решетов А.П. - выговор;

- ГКП на ПХВ «Районная больница с.Шелек Енбекшиказахского района» Муталипова А.  замечание;

- ГКП на ПХВ «Илийская центральная районная больница»               Солтангазиев А. - замечание.

Выводы по результатам государственного аудита: одним из главных приоритетов устойчивого и стабильного роста благосостояния населения является развитие отрасли здравоохранения, которая должна быть единой, развитой, социально ориентированной системой, призванной обеспечить доступность, своевременность, качество и преемственность оказания медицинской помощи.

До периода действия чрезвычайного положения в стране и карантинных ограничений система здравоохранения должна была усовершенствовать стратегические принципы, направленные на сохранение и укрепление здоровья населения, формирование и эффективное функционирование системы предоставления доступных и качественных медицинских услуг. 

Однако, недостаточное финансирование здравоохранения привело к нехватке медицинских организаций и квалифицированных специалистов  высшего и среднего медицинского персонала. К устарению материально-технической базы, снижению оснащенности оборудованием, аппаратурой, изделиями и инструментами медицинского назначения. Недостаток лекарственных средств, недостаточное снабжение лабораторий, низкий уровень заработной платы медицинских работников не позволяют достигнуть необходимого уровня качества и эффективности медицинской помощи в обеспечении борьбы с коронавирусной инфекцией.

Здравоохранение региона сегодня больше ориентировано на меры лечебного характера, чем на профилактику заболевания КВИ, а само население в недостаточной степени ориентировано на охрану своего здоровья.

Несмотря на предпринятые меры, имеются проблемы в том, что управление и финансирование системы здравоохранения ориентировано на поддержание мощности сети здравоохранения, а не на ее эффективность.

Рекомендации по результатам государственного аудита: для обеспечения качественной медицинской помощью в борьбе и предотвращении КВИ:

- Руководителям органов и учреждений здравоохранения области необходимо постоянно разрабатывать и проводить комплексы мероприятий, направленных на повышение эффективности и результативности своей деятельности, на совершенствование показателей работы организаций здравоохранения в целом, отдельных подразделений и сотрудников;

– Управлению здравоохранения произвести мероприятия по обеспечению работ по формированию лекарственного запаса, которые будут храниться на специальных складах области;

– Усилить контроль за целевым использованием оборудования, аппаратуры, изделий и инструментов медицинского назначения, в том числе усилить контроль по поставке медицинского оборудования по договорам заключенным подведомственными предприятиями Управления здравоохранения.

Приложение: сводный реестр выявленных нарушений и недостатков по результатам аудиторского мероприятия (на 3-х листах).

 

 

Член Ревизионной комиссии                               К.Манамуратов

 

Дизайн и разработка сайта от компании «Licon».
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2021. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
ZERO.KZ