Токаев Касым-Жомарт Кемелевич |
|
Президент Республики Казахстан |
Итоги государственного аудита
Управление финансов Алматинской области
Категория: Итоги государственного аудита | |
Дата: 28.12.2022 | |
Просмотры: 1161 | Печать страницы |
АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по итогам государственного аудита правильности составления и достоверности консолидированной финансовой отчетности местного бюджета
I. Вводная часть
1.1.Наименование аудиторского мероприятия: аудит консолидированной финансовой отчетности
1.2.Цель аудиторского мероприятия: получение обоснованного подтверждения достоверности консолидированной финансовой отчетности.
1.3. Объекты государственного аудита: Государственное учреждение «Управление финансов Алматинской области». Охвачены встречными проверками: ГУ «Управление строительства Алматинской области», ГУ «Управление образования», ГУ «Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства», ГУ «Управление природных ресурсов и регулирования природопользования», ГУ «Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог», ГУ «Управление ветеринарий», ГУ «Управление внутренней политики», ГУ «Управление земельных отношений», ГУ «Управление координации занятости и социальных программ», ГУ «Управление физической культуры и спорта», ГУ «Управление сельского хозяйства», ГУ «Управление здравоохранения», ГУ «Отдел экономики и финансов Илийского района», ГУ «Отдел экономики и финансов Карасайского района».
1.4. Период, охваченный государственным аудитом: с 01 января по 31 декабря 2021 года.
Показатель государственного аудита существенность – отклонение при совершении объектом государственного аудита финансовых и хозяйственных операций от требований норм законодательства Республики Казахстан, а также иные ошибки, оказывающие влияние на принимаемые решения, максимально допустимый размер, которых определяется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле в зависимости от специфики деятельности объекта государственного аудита и категории показателей.
Вопросы:
- Аудит денежных средств и их эквивалентов
- Аудит финансовых инвестиций и финансовых обязательств
- Аудит запасов
- Аудит дебиторской и кредиторской задолженности
- Аудит долгосрочных активов
- Аудит прочих активов и обязательств
- Аудит чистых активов/капитала
- Аудит проведения встречных проверок
- Аудит правильности консолидации финансовой отчетности
II. Основная (аналитическая) часть
2.1. Краткий анализ состояния аудируемой сферы.
Управление финансов действует на основании Положения, утвержденного постановлением Акима Алматинской области от 21 мая 2018 года № 235.
В соответствии с пунктом 1 Положения Управление финансов является государственным органом Республики Казахстан, осуществляющее руководство в сфере исполнения бюджета, ведения бухгалтерского учета, бюджетного учета и бюджетной отчетности по исполнению местного бюджета, является уполномоченным органом по управлению областной коммунальной собственностью. Одним из функции является формирование и своевременного представления консолидированную финансовую отчетность и бюджетную отчетность по области центральному уполномоченному органу.
Составление консолидированной финансовой отчетности ведется на информационной платформе – подсистема «Сбор и консолидация финансовой и бюджетной отчетности» ИАИС «Е-Минфин».
Уполномоченным органом области по исполнению местного бюджета (Управление финансов Алматинской области) представлена Центральному уполномоченному органу по исполнению бюджета консолидированная финансовая отчетность (Консолидированный бухгалтерский баланс, Отчет о результатах финансовой деятельности, отчет о движении денег, отчет об изменениях чистых активов/капитала и пояснительная записка.
Основные показатели годовой консолидированной финансовой
отчетности по области по состоянию на 1 января 2022 года:
Элементы консолидированной финансовой отчетности Алматинской области за 2021 год, непосредственно связанные с критерием результатов деятельности в отчете о результатах финансовой деятельности.
Элементы финансовой отчетности |
Прошлый период |
Отчетный период |
Доходы |
732 152 229,6 |
1 030 724 563,3 |
Расходы |
592 401 322,4 |
868 925 925,4 |
В консолидированном бухгалтерском балансе наблюдается увеличение валюты баланса за 2021 год на 11,4% или на 112 820 001,4 тыс.тенге. Так, если на начало года валюта баланса составила 986 606 218,2 тыс.тенге, то на конец года 1 099 426 219,6 тыс.тенге. Основными составляющими активов являются долгосрочные активы, их доля на начало долгосрочных активов составило 94% или 927 358 741,8 тыс.тенге, на конец года 91% или 1 000 233 012,6 тыс.тенге. Удельный вес краткосрочных активов в валюте баланса на начало года составляет 6% или 59 247 476,4 тыс.тенге, на конец года 9,0% или 99 193 207,0 тыс.тенге.
Долгосрочные обязательства на конец 2021 года составили 78 225 256,8 тыс.тенге, что на 110 126 450,8 тыс.тенге меньше, чем в начале года. Краткосрочные обязательства на конец года составили 63 284 990,0 тыс.тенге, что на 26 369 220,1 тыс.тенге больше, чем в начале года.
Чистые активы/капитал на конец года составили 957 915 972,8 тыс.тенге, что на 196 577 232,1 тыс.тенге больше, чем в начале года.
По консолидированному отчету о результатах финансовой деятельности консолидированной финансовой отчетности местного бюджета по состоянию на 1 января 2022 года
Показатели |
Отчетный период |
Прошлый период |
Доходы от необменных операций |
964 858 097,9 |
715 803 707,0 |
Доходы от обменных операций |
398 369,3 |
342 587,5 |
Доходы от управления активами |
3 909 484,2 |
913,3 |
Прочие доходы |
61 558 611,9 |
16 005 021,8 |
Доходы, всего (сумма строк 010,021,030,040) |
1 030 724 563,3 |
732 152 229,6 |
Расходы государственного учреждения |
550 656 746,4 |
431 435 560,6 |
Расходы по бюджетным выплатам |
106 127 833,3 |
82 291 840,4 |
Расходы по уменьшению поступлений в бюджет |
174 185 171,0 |
58 826 316,8 |
Расходы по управлению активами |
17 106 005,6 |
11 012 232,8 |
Прочие расходы |
20 850 169,1 |
8 835 371,8 |
Расходы, всего |
868 925 925,4 |
592 401 322,4 |
Выбытие долгосрочных активов |
4 022 972,3 |
(28 012 014,3) |
Финансовый результат отчетного периода |
165 811 700,2 |
111 738 892,9 |
Доходы за 2021 год составили 1 030 724 563,3 тыс.тенге, что на 298 572 333,7 тыс.тенге больше, чем в 2020 году.
Основную долю в доходах занимают доходы от необменных операций, которые за 2021 год составили (93,6%) или 964 858 097,9 тыс.тенге.
Доходы от обменных операций (398 369,3 тыс.тенге), доходы от управления активами (3 909 484,2 тыс.тенге) и прочие доходы (61 558 611,9 тыс.тенге) за 2021 год составляют 6,4% от суммы всех доходов.
Расходы за 2021 год составили 868 925 925,4 тыс.тенге, что на 276 524 603,0 тыс.тенге больше, чем в 2020 году. В структуре расходов основную долю занимают расходы государственного учреждения 63,4% или 550 656 746,4 тыс.тенге, в том числе оплата труда (254 694 541,6 тыс.тенге), прочие операционные расходы (173 079 223,8 тыс.тенге).
Расходы по бюджетным выплатам составляют 12,2% от суммы всех расходов 106 127 833,3 тыс.тенге.
Выбытие долгосрочных активов составило 4 022 972,3 тыс.тенге.
Финансовый результат за 2021 год - составляет на сумму 165 811 700,2 тыс. тенге.
По консолидированому отчету о движении денег за 2021 год
Денежные средства на начало 2021 года составляют 22 845 916,2 тыс. тенге.
Чистая сумма денежных средств от операционной деятельности за 2021 год составляет 61 355 231,4 тыс.тенге в том числе поступление – 1 250 940 111,6 тыс.тенге, выбытие – 1 189 584 880,2 тыс.тенге;
Чистая сумма денежных средств от инвестиционной деятельности за 2021 год составляет минус 47 879 244,1 тыс.тенге в том числе поступление – 22 181 832,6 тыс.тенге, выбытие – 70 061 076,7 тыс.тенге.
Чистая сумма денежных средств от финансовой деятельности составляет 11 669 557,1 тыс.тенге в том числе поступление 33 199 015,0 тыс.тенге, выбытие 21 529 457,9 тыс.тенге.
Остаток денежных средств на конец 2021 года составляет 47 991 460,6 тыс.тенге.
Для определения количественного значения уровня существенности применены следующие подходы:
- установлен единый уровень существенности для всех показателей финансовой отчетности в размере 2 процента;
-рассчитано среднеарифметическое значение установленных процентных долей от выбранных для определения уровня существенности базовых показателей.
При изучении системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля объекта аудита, на основе аналитических процедур в рамках оценки рисков определены:
Оценка риска средств контроля
Риск средств контроля – означает риск того, что искажения, которые могут иметь место в отношении сальдо по счетам бухгалтерского учета или группы однотипных операций, не будут своевременно предотвращены или обнаружены и исправлены с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
Суммирования баллов, выставленных за ответы Управления по опросникам, в сравнении с диапазоном значений рисков, разработанным на основании профессионального суждения аудитора показал «средний» уровень риска средств контроля – 50 %.
Оценка неотъемлемого риска
Неотъемлемый риск – подверженность сальдо счета или класса операций хозяйствующего объекта искажениям, которые могут быть существенными по отдельности или в совокупности с искажениями других сальдо счетов или классов операций, при условии отсутствия соответствующих средств внутреннего контроля.
Суммирования баллов, выставленных за ответы Управления по опросникам, в сравнении с диапазоном значений рисков, разработанным на основании профессионального суждения аудиторов показал «низкий» уровень неотъемлемого риска-27,3%.
Оценка риска существенных искажений
Риск существенного искажения – риск того, что финансовая отчетность содержит существенные искажения, не выявленные на стадиях, предшествующих аудиту.
Качественное значение риска существенных искажений определен- 13,65 %.
Оценка риска необнаружения
Риск необнаружения напрямую зависит от решения государственного аудитора касательно содержания аудиторской проверки, времени, классификации и мер по снижению уровня приемлемого риска до минимума, где риск не обнаружения составил – 9,2 %.
Выбор аудиторских процедур основан на оценке рисков, соответственно для получения аудиторских доказательств аудитор может применять следующие аудиторские процедуры:
- аналитические процедуры;
- запросы (опросы);
- инспектирование;
- подтверждение;
- пересчет;
- наблюдение.
Источники доказательств определены следующими методами:
1) изучение документов, регистров бухгалтерского учета, основанные на первичных учетных записях;
2) получение информации, расчетов, как в бумажной, так и в электронной форме у ответственных лиц объекта аудита;
3) выполнение аналитических исследований (сравнение данных финансовых таблиц).
Кроме того, аудитом применены стандарты ISSAI 1610 «Использование работы внутренних аудиторов», аудит финансовой отчетности проведен за период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года.
Определение уровня существенности.
Уровень существенности – это совокупный размер допустимых искажений в данных финансовой отчетности, который не оказывает влияния на качество решений, принимаемых пользователями на основании анализа этой отчетности.
Существенность рассматривается на уровне финансовой отчетности и в отношении сальдо счетов, классов операций и раскрытий. Чем выше уровень существенности, тем ниже аудиторский риск и наоборот, чем ниже уровень существенности, тем выше уровень аудиторского риска.
Для расчета уровня существенности определены базовые показатели элементов финансовой отчетности: отдельные сальдо счетов бухгалтерского баланса; величина статьи бухгалтерского баланса; показатели финансовой отчетности.
Расчет уровня существенности в соответствии с общепринятой практикой установлено процентное значение существенности 2%.
Где, «валюта баланса» базовый показатель (сальдо на конец отчетного года) определен 1 061 214 985,1 тыс.тенге (из расчета валюта баланса- 186768183,1 тыс.тенге за минусом суммы статьи «Долгосрочные финансовые инвестиции» -38 211 234,5 тыс.тенге).
Таким образом, уровень существенности определен в размере 2%: от валюты баланса – 21 224 299,70 тыс.тенге (2% от 1 061 214 985,1 тыс.тенге), чистые активы -19 158 319,46 тыс.тенге (2% от 957 915 972,8 тыс.тенге) и расходы периода ГУ- 17 378 518,51 тыс.тенге (2% от 868 925 925,40 тыс.тенге).
Определение порога существенности
Также, в приложении 5 определен порог существенности (с уменьшением уровня существенности на 10% ).
Так, порог существенности составил : валюта баланса – 19 101 869,73 тыс.тенге (21 224 299,70 тыс.тенге минус 10% от этой суммы), от суммы чистых активов/капитала – 17 242 487,51 тыс.тенге (19 158 319,46 тыс.тенге минус 10% от этой суммы), от суммы общих расходов – 15 640 666,66 (17 378 518,51 тыс.тенге минус 10% от этой суммы).
Рассчитанный порог существенности применяется при планировании и выполнении аудита, для определения суммы статей баланса, превышающие рассчитанный порог существенности.
Формирование консолидированной финансовой отчетности местного (областного) бюджета по состоянию на 1 января 2022 года осуществлено путем консолидации консолидированных финансовых отчетов аппарата Управления и 29 (двадцати девяти) областного администратора бюджетных программ: ГУ «Аппарат маслихата области», ГУ «Аппарат акима области», ГУ «Управление земельных отношений», ГУ «Департамент полиции», ГУ «Управление здравоохранения», ГУ «Управление природных ресурсов и регулирования природопользования», ГУ «Управление сельского хозяйства», ГУ «Управление координации занятости и социальных программ», ГУ «Управление финансов», ГУ «Управление экономики и бюджетного планирования», ГУ «Управление образования», ГУ «Управление внутренней политики», ГУ «Управление по развитию языков», ГУ «Управление предпринимательства и индустриально-инновационного развития», ГУ «Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог», ГУ «Управление по делам религий», ГУ «Управление по инспекции труда», ГУ «Управление строительства», ГУ «Управление архитектуры и градостроительства», ГУ «Управление культуры, архивов и документации», ГУ «Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства», ГУ «Ревизионная комиссия», ГУ «Управление туризма», ГУ «Управление физической культуры и спорта», ГУ «Территориальный орган, уполномоченных органов в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, финансируемый из областного бюджета», ГУ «Управление государственных закупок», ГУ «Управление ветеринарии», ГУ «Управление государственного архитектурно - строительного контроля», ГУ «Управление цифровых технологий».
А также 20-ти районных и городских уполномоченных органов по исполнению местного бюджета: ГУ «Отдел финансов Аксуского района», ГУ «Отдел финансов Алакольского района», ГУ «Отдел финансов Балхашского района», ГУ «Отдел финансов Енбекшиказахского района», ГУ «Отдел финансов Ескельдинского района», ГУ «Отдел финансов Жамбылского района», ГУ «Отдел финансов Илийского района», ГУ «Отдел финансов Карасайского района,ГУ «Отдел финансов Каратальского района», ГУ «Отдел финансов г.Капшагай», ГУ «Отдел финансов Кегенского района», ГУ «Отдел финансов Кербулакского района», ГУ «Отдел финансов Коксуского района»,ГУ «Отдел финансов Панфиловского района», ГУ «Отдел финансов Райымбекского района», ГУ «Отдел финансов Сарканского района», ГУ «Отдел финансов Талгарского района», ГУ «Отдел финансов г.Талдыкорган», ГУ «Отдел финансов г.Текели», ГУ «Отдел финансов Уйгурского района».
2.2. Основные результаты государственного аудита
Государственным аудитом охвачены основные показатели годового консолидированного финансового отчета за 2021 год (краткосрочные активы, долгосрочные активы, краткосрочные обязательства и долгосрочные обязательства). Валюта бухгалтерского баланса по состоянию на 1 января 2022 года составляет 1 099 426 219,6 тыс.тенге.
В целях подтверждения достоверности данных консолидированного финансового отчета охвачены встречными проверками 14 администраторов бюджетных программ.
Также для получения необходимых аудиторских доказательств в соответствии с параграфом 12 Процедурного стандарта внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению аудита финансовой отчетности утвержденного нормативным постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 31 марта 2016 года № 5-НҚ применены следующие аудиторские процедуры: запрос, пересчет, внешние подтверждения в отношении полученных займов.
Проведенным аудитом Консолидированной финансовой отчетности местного уполномоченного органа по исполнению бюджета по состоянию на 01 января 2022 года установлены нарушения Правил ведения бухгалтерского учета, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 03.08.2010 года №393, Правил составления и представления финансовой отчетности, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 01 августа 2017 года № 468, Правил составления консолидированной финансовой уполномоченными органами по исполнению бюджета утвержденный приказом Министра финансов Республики Казахстан от 6 декабря 2016 года № 640, Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года №434-V ЗРК «О государственных закупках», так как установлены нарушения на общую сумму 97 504 421,1 тыс.тенге, в том числе:
- финансовые нарушения – 97 504 421,1 тыс.тенге;
- количество процедурных нарушений – 20.
Общая сумма установленных искажений финансовой отчетности – 97 141 213,2 тыс.тенге.
ГУ «Управление образования Алматинской области»
По результатам анализа ошибок, выявленных в ходе проведения аудита, и их влияние на достоверность Консолидированной финансовой отчетности на 01 января 2022 года показал, что Управлением и подведомственными учреждениями и организациями не соблюдаются нормативно-правовые акты, где установлены нарушения Правил ведения бухгалтерского учета, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 03.08.2010 года №393, Правил составления и представления финансовой отчетности, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 01 августа 2017 года №468, Правил составления консолидированной финансовой уполномоченными органами по исполнению бюджета утвержденный приказом Министра финансов Республики Казахстан от 6 декабря 2016 года № 640, Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года №434-V ЗРК «О государственных закупках», так как установлены нарушения на общую сумму 33 202 498,5 тыс.тенге, которые привели к искажению Консолидированной финансовой отчетности в том числе:
- за счет несвоевременного возврата либо зачислению в бюджет по обеспечению исполнения договоров – 277,9 тыс.тенге (пункт1,2);
- за счет не отражения в учете долгосрочных финансовых инвестиции – 31 965 774,2 тыс.тенге (пункт 4, с учетом пункта 3);
- не оформлены соответствующие проводки и не начислен резерв на образовавшуюся дебиторскую задолженность с выше года в бухгалтерском балансе по строке 411 "Резервы" – 816 346,6 тыс.тенге.(пункты 6,8);
- за счет не правильного отражения в отчетности долгосрочной дебиторской задолженности покупателей и заказчиков – 420 099,9 тыс.тенге (пункты 5,7).
В ходе аудита осуществлены возвраты по обеспечению исполнению договорных обязательств поставщикам - 33,0 тыс.тенге.
Также, в ходе аудита откорректированы бухгалтерскими справками и соотвествующими бухгалтерскими проводками на общую сумму -33 202 220,6 тыс.тенге.
ГУ «Управление природных ресурсов и регулирования природопользования Алматинской области»
По результатам анализа ошибок, выявленных в ходе проведения аудита, и их влияние на достоверность Консолидированной финансовой отчетности на 01 января 2022 года показал, что Управлением и подведомственными учреждениями и организациями не соблюдаются нормативно-правовые акты, где установлены нарушения на общую сумму 2919,8 тыс.тенге,в том числе:
- за счет несвоевременного возврата либо зачислению в бюджет по обеспечению исполнения договоров – 119,8 тыс.тенге (пункт2);
- не оформлены соответствующие проводки и не начислен резерв на образовавшуюся дебиторскую задолженность с выше года в бухгалтерском балансе по строке 411 "Резервы" – 2800,0 тыс.тенге (пункты 3,4), которые привели к искажению Консолидированной финансовой отчетности за 2021год.
ГУ «Управление энергетики и жилищно- коммунального хозяйства»
Управлением, не соблюдаются требования Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года №434-V ЗРК «О государственных закупках» (с изменениями и дополнениями) касательно не своевременного возврата внесенные поставщиками обеспечения исполнения договоров со дня полного и надлежащего исполнения обязательств по договору на общую сумму 297 777,9 тыс тенге, восстановлено в ходе аудита - 1403,4 тыс тенге.
ГУ «Управление строительства Алматинской области»
Согласно пункту 12 статье 43 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года №434-V ЗРК «О государственных закупках» (с изменениями и дополнениями) (далее - Закон № 434-V) обеспечение исполнения договоров возвращаются в течение пяти рабочих дней со дня полного и надлежащего исполнения обязательств по договору, в настоящее время сумма, подлежащая возврату составляет 32 393,0 тыс.тенге
В нарушение п.90 Правил № 393, Управлением не полностью учтен в бухгалтерском балансе по состоянию на 01 января 2021 года Уставный капитал АО «Алатау» по развитию Алматинской области» на общую сумму 21 066 235,0 тыс.тенге.
Всего финансовых нарушений составляет 21 098 628,0 тыс.тенге, которые привели к искажению Консолидированной финансовой отчетности.
ГУ «Управление ветеринарии Алматинской области»
В финансовой отчетности за 2021 год по строке 110 «Долгосрочные финансовые инвестиции» входящее сальдо на начало отчетного периода и исходящее сальдо на конец года отсутствует.
Согласно статьи 157 Закона Республики Казахстан от 1 марта 2011 года № 413-IV «О государственном имуществе» Уставный капитал казенного предприятия формируется из имущества, полученного от собственника в управление для осуществления уставной деятельности.
В нарушение п.90 Правил № 393, Управлением не учтены в бухгалтерском учете Уставный капитал 20-ти подведомственных казенных на 01 января 2022 года на общую сумму 614 882,3 тыс.тенге, которые привели к искажению Консолидированной финансовой отчетности.
В ходе аудита руководителем Управления Н.Киялбековым представлена бухгалтерская справка № 1 от 05.12.2022 года о внесении корректировок по допущенным нарушениямна сумму 614 882,3 тыс.тенге.
ГУ «Управление координации занятости и социальных программ Алматинской области»
Всего по Управлению установлено нарушении на общую сумму 11 832,8 тыс.тенге, в том числе:
- финансовых нарушений- 3691,4 тыс.тенге;
- нарушения по бухгалтерскому учету- 8 141,4 тыс.тенге.
В ходе аудита и.о руководителя отдела социальных программ Абеуовой Ш.Ж бухгалтерской справкой №3 от 29 ноября 2022 года произведены соответствующие бухгалтерские проводки и восстановлены по учету баланса за 2021 год на общую сумму 96,7 тыс.тенге.
ГУ «Управление здравоохранения Алматинской области»
По результатам анализа ошибок, выявленных в ходе проведения аудита, и их влияние на достоверность Консолидированной финансовой отчетности на 01 января 2022 года показал, что Управлением и подведомственными учреждениями не соблюдаются нормативно-правовые акты, где установлены нарушения на общую сумму 35 838 042,7 тыс.тенге, которые привели к искажению Консолидированной финансовой отчетности в том числе:
- не произведен возврат поставщикам или в бюджет по обеспечению исполнения договоров – 1 076,3 тыс.тенге;
- за счет не отражения в учете долгосрочных финансовых инвестиции– 35 726 090,8 тыс.тенге;
- не отражены в учете долгосрочная дебиторская задолженность – конец года – 55 437,8 тыс.тенге;
- не оформлены соответствующие проводки и не начислен резерв на образовавшуюся дебиторскую задолженность с выше года в бухгалтерском балансе по строке 411 "Резервы" – 55 437,8 тыс.тенге.
В ходе аудита откорректированы бухгалтерскими справками на общую сумму -35 836 966,4 тыс.тенге.
ГУ «Отдел экономики и финансов Илийского района»
в ходе проведения аудита, и их влияние на достоверность Консолидированной финансовой отчетности на 01 января 2022 года показал, что Отделом и учреждениями не соблюдаются нормативно-правовые акты, где установлены на общую сумму 1 718 385,5 тыс.тенге, которые привели к искажению Консолидированной финансовой отчетности в том числе:
- за счет несвоевременного возврата либо зачислению в бюджет по обеспечению исполнения договоров – 19 388,4 тыс.тенге (пункт 2);
- за счет не отражения в учете долгосрочных финансовых инвестиции – 684 000,3 тыс.тенге (пункт 3);
- за счет не правильного отражения в отчетности незавершенного строительства и основных средств – на общую сумму 1 014 996,8 тыс.тенге (пункты 4,5).
В ходе аудита осуществлены возвраты по обеспечению исполнению договорных обязательств поставщикам и в доход бюджета - 19 388,4 тыс.тенге.
Также, в ходе аудита откорректированы бухгалтерскими справками и соотвествующими бухгалтерскими проводками нарушения на общую сумму – 1 014 996,8 тыс.тенге.
ГУ «Управление физической культуры и спорта Алматинской области».
Общая сумма финансовых нарушений составила 3 798 647,6 тыс.тенге, что привело к искажению консолидированной финансовой отчетности за 2021 год, в том числе:
В нарушение п.84,86 Правил № 393 и п.27 гл. 3 Правил №468, Управлениемпри составлении консолидированной финансовой отчетности не учтен Уставный капитал4-х подведомственных казенных предприятий на общую сумму3 785 783,0 тыс.тенге.
- Сумма неотраженных в консолидированной финансовой отчетности краткорочной дебиторской и кредиторской задолженностей составила 7817,0 тыс.тенге, что является нарушением пунктов 114,116 Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях, утвержденные приказом Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года № 393.
Бухгалтерской справкой произведены соответствующие корректировки на общую сумму 3 793 657,1 тыс.тенге. (приложение бухгалтерская справка прилагается).
ГУ «Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматинской области».
Общая сумма финансовых нарушений составила 83354,1 тыс.тенге, что привело к искажению консолидированной финансовой отчетности за 2021 год, в том числе:
- нарушение п.152 Правил «Об утверждении правил ведения бухгалтерского учёта в ГУ» утверждённого приказом Министра финансов РК от 3 августа 2010 года №393 Управлением, не начислен резерв и не отражены в бухгалтерском балансе строке 411 "Резервы" на начало и на конец отчетного года 5054,7 тыс.тенге.
Также в бухгалтерском балансе не отражена сумма штрафа определенная решением суда в сумме 78299,4 тыс.тенге.
В ходе аудита руководителем отдела Шыганаковой К.Т. бухгалтерской справкой №1 от 5 декабря 2022 года произведены соответствующие бухгалтерские проводки и корректировки за 2021 год на общую сумму 83354,1 тыс.тенге.
ГУ «Отдел экономики и финансов Карасайского района»
Анализом ошибок, выявленных в ходе проведения аудита, и их влияние на достоверность КФО за проверяемый период показал, что учреждениями района не соблюдаются нормативно-правовые акты регламентирующие правильность ведения бухгалтерского учета, что привели к искажению и некорректным данным КФО, где установлены нарушения на общую сумму 805 326,8 тыс.тенге, в том числе:
- неотражения по бухгалтерскому учету краткосрочной дебиторской и кредиторской задолженности– 2467,0 тыс.тенге;
- за счет не оприходования по учету
Выявленные нарушения, в ходе аудита бухгалтерскими справками откорректированы на общую сумму 805 326,8 тыс.тенге.
ГУ «Управление земельных отношений Алматинской области»
Управлением не соблюдается Правила ведения бухгалтерского учета, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан где не отражены в учете краткосрочной дебиторской задолженности по расчетам с бюджетом в сумме 105,5 тыс.тенге.
ГУ «Управление сельского хозяйства Алматинской области»
По результатам анализа ошибок, выявленных в ходе проведения аудита, и их влияние на достоверность Консолидированной финансовой отчетности на 01 января 2022 года показал, что Управлением не соблюдаются нормативно-правовые акты, где установлены нарушения на общую сумму 32 019,6 тыс.тенге, в том числе:
- за счет несвоевременного возврата либо зачислению в бюджет по обеспечению исполнения договоров – 8 306,4 тыс.тенге (пункт 1,2);
- за счет не достоверного отражения поступления запасов на сумму – 203,8 тыс.тенге (пункт 9);
- за счет не корректного отражения поступления запасов на сумму – 23 509,4 тыс.тенге. (пункт 10);
- В ходе аудита откорректировано бухгалтерской справкой соотвествующими бухгалтерскими проводками на общую сумму – 23 509,4 тыс.тенге.
2.3. Оценка влияния деятельности объектов государственного аудита на социально-экономическое развитие.
III. Итоговая часть
3.1. Принятые меры в ходе государственного аудита.
Из подлежащих восстановлению по учету 97 478 475,7 тыс.тенге, в ходе государственного аудита восстановлено 75 390 106,9 тыс.тенге или 77,3 %, подлежит возмещению в бюджет 25945,4 тыс.тенге, в ходе аудита возмещено 21680,4 тыс.тенге или 83,6%.
По фактам выявленных нарушений, повлиявших на искажение Консолидированной финансовой отчетности за 2021 год по 32-м государственным учреждениям направлены материалы с признаками административных правонарушений по ст. 238, 239 Кодека РК «Об административном правонарушении» в Департамент внутреннего государственного аудита по Алматинской области и области Жетысу.
3.2. Выводы по результатам государственного аудита:
Подводя итоги по поставленной цели государственного аудита «Правильность составления и достоверности консолидированной финансовой отчетности местного бюджета» Управление финансов Алматинской области в ходе выполнения своих функциональных обязанностей ориентирован на достижение своих целей и задач в соответствии с Положением, но при этом установлены факты не должного исполнения функций отдельными администраторами бюджетных программ по составлению консолидированной финансовой отчетности и отражения в них всех данных.
Установлены моменты недостаточной проверки данных финансовой отчетности Управлением финансов Алматинской области и администраторами бюджетных программ от государственных учреждении в связи с чем, консолидированная финансовая отчетность за 2021 год местного исполнительного органа не в полной мере обеспечена достоверными данными и привела к искажению консолидированной финансовой отчетности.
Не корректное отражение в отчетах по финансовой отчетности у 13-и Администраторов бюджетных программ не соблюдаются требований к финансовой отчетности – «полнота и достоверность отражений за отчетный период всех операций».
С учетом принятых мер по устранению выявленных нарушений группой аудита принят аудиторский отчет консолидированной финансовой отчетности а 2021 год - мнение с оговоркой.
Причинами выявленных нарушений послужило недостаточное соблюдение действующего бюджетного и иного законодательства, не достаточный контроль со стороны должностных лиц объекта аудита по ведению бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности работников бухгалтерской службы учреждений.
Управлению финансов Алматинской области и администраторам бюджетных программ следует вести бухгалтерский учет в соответствии с законодательством, составлять финансовую отчетность согласно Правил составления и представления финансовой отчетности, утвержденный приказом Министра финансов Республики Казахстан от 1 августа 2017 года №468 и Правил составления консолидированной финансовой отчетности уполномоченными органами по исполнению бюджета, утвержденный приказом Министра финансов Республики Казахстан от 6 декабря 2016 года № 640.
В целях недопущения выявленных нарушений Управлению финансов Алматинской области необходимо на постоянной основе проводить техническую учебу со всеми Администраторами бюджетных программ по внесённым изменениям в законодательстве Республики Казахстан, а также принимаемыми нормативно-правовым актам.
3.3. Рекомендации и поручения по результатам государственного аудита:
1. Рассмотреть результаты государственного аудита на заседании Ревизионной комиссии.
2. Принять к сведению, что в ходе государственного аудита и до проведения заседания поступило в местный бюджет 21680,4 тыс.тенге, восстановлено по учету 75 390 106,9 тыс.тенге.
3. Привлечь в установленном порядке к ответственности должностных лиц допустивших нарушения требований бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан повлиявших на искажение Консолидированного финансового отчета за 2021 год.
Информацию об исполнении и принятых мерах предоставить в срок до 30 марта 2023 года с приложением подтверждающих документов.
3.4. Приложение: сводный реестр выявленных нарушений и недостатков по результатам аудиторского мероприятия (на 7 листах).
Член Ревизионной комиссии К.Есенаманов
Руководитель отдела №1
государственного аудита Н.Калкаев
Руководитель отдела планирования
анализа и контроля качества С.Елубаева
Руководитель административно
правового отдела Г.Кумисбеков
Руководитель группы аудита Б.Орманов