Токаев
Касым-Жомарт Кемелевич
Токаев<br>Касым-Жомарт Кемелевич
Президент Республики Казахстан

Итоги государственного аудита

«Государственный аудит эффективности использования бюджетных средств, выделенных на строительство ав

Категория: Итоги государственного аудита
Дата: 05.12.2022
Просмотры: 22 Печать страницы

И.о.Председателя ревизионной комиссии по Алматинской области

К.Есенаманову

 

АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

I. Вводная часть

1.1. Наименование аудиторского мероприятия: Государственный аудит эффективности использования бюджетных средств, выделенных на строительство автомобильных дорог.

1.2. Цель государственного аудита: оценка и анализ эффективности использования бюджетных средств, выделенных на строительство автомобильных дорог.

1.3. Объекты государственного аудита:

1. ГУ «Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматинской области»

1.4. Период, охваченный государственным аудитом: с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года.

II. Основная (аналитическая) часть

2.1. Краткий анализ состояния аудируемой сферы

Государственное учреждение «Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматинской области» является государственным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство в сфере пассажирского транспорта и автомобильных дорог в соответствии с законодательством Республики Казахстан на территории Алматинской области, финансируемым из местного бюджета Управление не имеет ведомств.

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 03 мая 2022 года №887 «О некоторых вопросах административно-территориального устройства Республики Казахстан» (далее-Указ №887), Алматинская область с 8 июня 2022 года разделена на 9 районов и 1 город областного подчинения (городскую администрацию): Балхашский район , Енбекшиказахский район . Жамбылский район , Илийский район , Карасайский район , Кегенский район , Райымбекский район , Талгарский район , Уйгурский район  и города Қонаев.

Так, Алматинская область расположена на крайнем юго-востоке страны и граничит со следующими регионами Казахстана: Жамбылская область на западе, Карагандинская область на северо-западе (водная граница проходит по озеру Балхаш).

Территория области равна 105,3 тыс. кв. км, или 6,1 % от всей территории республики, население 1 518,3 тыс. человек, в том числе городское – 245,4 тыс. чел. и сельское – 1272,9 тыс. чел.

По данным, представленным Управлением, общая протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет - 5718 км. (в том числе: республиканского значения – 1 786 км, областного значения – 3 370 км, районного значения – 496 км, имеется четырехполосный автобан - Большая Алматинская кольцевая автомобильная дорога (БАКАД) длиною - 66 км.).

По категориям автомобильных дорог областного значения: II категория – 340,6 км, III категория – 712,3 км, IV категория – 2031,9 км, V категория – 285,2 км.

План мероприятий по реализации Программы развития территорий Алматинской области на 2021-2025 годы» (далее - ПРТ на 2021-2025годы), утвержденный постановлением акимата Алматинской области, согласно которому установлен целевой показатель «Доля автомобильных дорог местного значения в хорошем и удовлетворительном состоянии» на 2020 год - 81 %, на 2021 год - 84%, на 2022 год – 89%, на 2023 год – 93%, на 2024 год – 97% и на 2025 год – 98%.

Фактическое достижение целевого индикатора: «Доля автомобильных дорог областного и районного значения, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии» в разрезе дорог районного и областного значения в 2020 году составило - 80%, в 2021 году-84% и в 2022 году-86%.

Таким образом, состояние транспортной инфраструктуры и степень износа инженерной инфраструктуры моно- и малых городов, а также доля автомобильных дорог в удовлетворительном состоянии составляет 86%.

На сегодняшний день ведется строительство по Проектам: «Строительство дороги (улицы) Саина Карасайского района Алматинской области», протяженностью 6,6 км, работы начаты в 2019 году;

- «Строительство автомобильной дороги ул.Тлендиева Илийского района Алматинской области», протяженностью 7,9 км. Работы начаты в 2022 году, на сегодняшний момент продолжаются.  

Основная цель данных проектов -строительство пробивок улиц, которая обеспечит выезд объездную дорогу БАКАД, соединит международные транзитные коридоры: Ташкент- Шымкент-Тараз-Бишкек-Алматы-Хоргос (Шёлковый путь) и Алматы–Караганда-Астана-Петропавловск с вынесением транзитных потоков за пределы черты г.Алматы.

Сопутствующий эффект от строительства пробивок - улучшение экологического состояния городских и пригородных территорий за счёт снижения нагрузки на транспортную систему г.Алматы, уменьшение ДТП, перераспределение внутригородских транспортных потоков и исключение образования транспортных «пробок» на основных дорогах, являющихся «входами» в г.Алматы. Важнейшим направлением социально-экономического развития области является увязывание существующих и планируемых точек роста в единую стратегию
развития Алматинской области и г.Алматы.

На сегодняшний день выполнены работы по проекту: «Строительство дороги (улицы) Саина Карасайского района Алматинской области» – строительство путепровода на 40%, уложено 5,6 км асфальтобетонного покрытия с примыканием к БАКАД;

- «Строительство автомобильной дороги ул.Тлендиева Илийского района Алматинской области»-выполнены земляные работы на 15%, искусственные сооружения на 70%.

2.2. Основные результаты государственного аудита Ревизионной комисссии по Алматинской области проведен государственный аудит - эффективности использования бюджетных средств, выделенных на строительство автомобильных дорог за период 2020-2022гг. в ГУ «Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматинской области», аудитом охвачен объем в сумме- 6256373,7 тыс.тенге, из них  выявлены финансовые нарушения на общую сумму 3663,4 тыс. тенге (в нарушение п.24 ст.43 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года №434-V«О государственных закупках»(далее- Закон РК №434-V),Управлением не взыскана неустойка в размере 0,1 % от суммы неисполненных договорных обязательств за каждый день просрочки), которые подлежат возмещению в доход  бюджета;

- 7 процедурных нарушении (в нарушении пп.3) п.4 ст.12 Закон РК №434-V) в части не обращения с иском в суд о признании поставщика недобросовестным участником государственных закупок).

Выявленные нарушения охваченным аудиторским мероприятием:

Так, в ходе аудиторского мероприятия проведенного в ГУ «Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматинской области» выявлены финансовые нарушения на общую сумму 3663,4 тыс. тенге, в части  не исполнения поставщиками договорных обязательств в том числе:

1. В нарушение п.24 ст.43 Закон РК №434-V, ТОО "ИПЦ "Альянс"» не исполнены договорные обязательства, по заключенному Договору № 70 от 06.04.2020г. на оказание услуг: «Технический надзор при проведении работ по строительству надземного пешеходного перехода на автомобильной дороги общего пользования областного значения Алматинской области», где срок оказание услуг - 6 месяцев с даты заключения договора (т.е 6 октября 2020г.).

Акт выполненных работ системный №200087/00/7 представлен поставщиком и принят заказчиком 13.10.2020 году, согласно которому Поставщик-ТОО "ИПЦ "Альянс" не исполнил договорные обязательства, т.е просрочил сроки оказания услуг, а заказчиком-Управлением не взыскана неустойку в размере 0,1 % от суммы неисполненных обязательств – 517 580,59 тенге, где сумма неустойки составила-3 623 тенге (517 580,59 тенге*0,1%*7 дней).

2. Аналогично, в нарушение п.24 ст.43 Закон РК №434-V, ТОО "Алматы Жоба" не исполнены договорные обязательства, по заключенному Договору №38 от 13.03.2020 года на оказание услуг: «Авторский надзор при проведении работ по строительству надземного пешеходного перехода на автомобильной дороге Есик-Александровка, км 6 Енбекшиказахского района Алматинской области». Срок оказание услуг -6 месяцев с даты заключения договора, (т.е.13 сентября 2020г.). Акт выполненных работ системный №200053/00/5 представлен поставщиком и принят заказчиком 23.10.2020 году, согласно которому Поставщик - ТОО "Алматы Жоба" не исполнил договорные обязательства, т.е. просрочил сроки оказания услуг, а заказчиком-Управлением не взыскана неустойку в размере 0,1 % от суммы неисполненных обязательств - 130 892,62 тенге, где сумма неустойки составила -   5 235,7 тенге (30 892,62 тенге*0,1%)*40 дней).

3. В нарушение п.24 ст.43 п.24 ст.43 Закон РК №434-V, ТОО "Алматы Жолдары" не исполнены договорные обязательства, по заключенному Договору №159 от 12.10.2020 года на выполнение работ по проекту: «Капитальный ремонт автомобильных дорог "Саты-Курметы", км 0-7,235 Кегенского района Алматинской области». Также, к указанному договору в соответствии с пп.7) п.2 ст.45 Закон РК №434-V, Управлением заключены 4 дополнительных соглашения: №1 от 09.12.2020г.; №1, №2 от 22.06.2021г.; №3 от 13.09.2021г.; №4 от 28.01.2022г., в соответствии с приложением 1 к Договору срок выполнения работ - 8 месяцев с даты заключения договора.

Однако, договорные обязательства выполнены с опозданием срока, что подтвержается представленному акту выполненных работ за ноябрь 2022 года системный за №200176/04/5 от 29.11.2022 году на сумму - 56 968,9 тыс.тенге, т.е Поставщиком просрочены сроки выполненных работ, а заказчиком-Управлением не взыскана неустойку от суммы - 56 968,9 тыс.тенге неисполненных обязательств. Таким образом, сумма неустойка в размере 0,1 % от суммы 56 968 932,47 тенге составила -3 532 073,8 тенге (56 968 932,47 тенге*0,1%)*62 дня).

4. В нарушение п.24 ст.43 Закон РК №434-V, заказчиком ТОО «KazTrans Building» не исполнены договорные обязательства по заключенному Договору  №175 от 11.11.2020г., которому в соответствии с пп.7) п.2 ст.45 и  пп.3) п.2 ст.45 Закон РК №434-V в части изменения сроков исполнения договора о государственных закупках, также в части уменьшения суммы договора были заключены 5 дополнительных соглашении: №1 от 29.01.2021г., №2 от 18.06.2021г., №3 от 14.09.2021г., №4 от 11.02.2022г. и №5 от 13.12.2022г Согласно приложению 1 к договору срок выполнения работ - 9 месяцев с даты заключения договора.

Поставщиком договорные обязательства выполнены с опозданием срока, что подтверждается акту выполненных работ системный за №200191/05/13 от 26.12.2022г. на сумму - 32 445 тенге, т.е Поставщиком просрочены сроки выполненных работ, а Заказчиком-Управлением не взыскана неустойку в размере 0,1 % от суммы 32 445тенге неисполненных обязательств, где сумма неустойки составила-1428 тенге (32 445 тенге*0,1%)*44 дня).

5. В нарушение п.24 ст.43 Закон РК №434-V, ТОО "ИПЦ "Альянс"» не исполнены договорные обязательства по заключенному Договору №173 от 10.11.2020г. на оказание услуг: «Технический надзор при проведении работ по капитальному ремонту а/д "Саты-Курметы", км 0-7,235 Кегенского района Алматинской области». К указанному договору  в соответствии с пп.7) п.2 ст.45 Закон РК №434-V, Управлением заключены 4 дополнительных соглашения: №1 от 07.12.2020г., №2 от 22.06.2021г., №3 от 11.10.2021г., №4 от 11.02.2022г., в части изменения суммы договора и в части изменения сроков исполнения договора о государственных закупках. Согласно приложению 1 к договору срок выполнения работ - 8 месяцев с даты заключения договора.

Однако, поставщиком договорные обязательства выполнены с опозданием срока, что подтвержается акту выполненных работ системный №200189/04/15 от 29.11.2022г. на сумму 1 816 744,65 тенге, а заказчиком-Управлением не взыскана неустойку в размере 0,1 % от суммы 32 445тенге неисполненных обязательств, где сумма не взысканной неустойки составила-79 936,7 тенге (1 816 744,65 тенге*0,1%)*44 дня).

6. В нарушение п.24 ст.43 Закона РК №434-V, ТОО "Проектдорстрой» не исполнило договорные обязательства, по заключенному Договору №160 от 23.10.2020 года на оказание услуг: «Авторский надзор при проведении работ по капитальному ремонту а/д Сарыжаз-Карасаз-Текес, км 24-32,2 Райымбекского района Алматинской области». К указанному договору  в соответствии с пп.7) п.2 ст.45 и пп.3) п.2 ст.45 Закона РК №434-V в части изменения суммы договора и сроков исполнения договора о государственных закупках, заключены 6 дополнительных соглашении: №1 от 30.12.2020г., №2 от 29.01.2021г., №3 от 28.06.2021г., №4 от 09.10.2021г., №5 от 16.02.2022г. Согласно приложению 1 к договору срок выполнения работ - 9 месяцев с даты заключения договора.

Так, поставщиком договорные обязательства выполнены с опозданием срока, что подтверждается представленному акту выполненных работ за декабрь 2022 года системный за №200177/06/18 от 21.12.2022г. т.е. Поставщиком нарушены договорные обязательства в части нарушения сроков, а заказчиком-Управлением не взыскана неустойку в размере 0,1 % от суммы 57 413,4тенге неисполненных обязательств, где сумма не взысканной неустойки составила -2 009,5 тенге (57 413,4 тенге*0,1%)*35дней).

7. В нарушение п.24 ст.43 Закона РК №434-V, ТОО «Алматы Жоба» не исполнило договорные обязательства, по заключенному Договору №162 от 22.10.2020 года на оказание услуг: «Авторский надзор при проведении работ по капитальному ремонту а/д Саты-Курметы, км 0-7,235 Кегенского района Алматинской области». К данному договору в соответствии с пп.7) п.2 ст.45 Закона РК №434-V, в части изменения суммы договора и сроков исполнения договора о государственных закупках, заключены 4 дополнительных соглашения: №1 от 08.12.2020г. №2 от 18.06.2021г., №3от 08.10.2021г., №4 от 11.02.2022г. Согласно приложению 1 к договору, срок выполнения работ - 8 месяцев с даты заключения договора.

Поставщиком договорные обязательства выполнены с опозданием срока, что подтвержается  акту выполненных работ за ноябрь 2022 года системный за № 200179/04/12 от 29.11.2022г. на сумму - 796 735,4 тенге т.е. с нарушением договорных обязательств в части нарушения сроков, а заказчиком-Управлением не взыскана неустойку в размере 0,1 % от суммы 796 735,4 тенге неисполненных обязательств, где сумма  неустойки  составила 39040,0 тенге (796 735,4 тенге*0,1%)*49 дней). 

Установленные финансовые нарушения -3 663 342 тенге, в ходе аудита  в полном объеме возмещены в доход бюджета.

Кроме того установлены нарушения процедурного характера, в нарушении пп.3) п.4 ст.12 Закон РК №434-V, в части не обращения Управления в суд с исковым заявлением о признании недобросовестным участником государственных закупок, за не исполнение договорных обязательств, следующих потенциальных поставщиков:

- ТОО "ИПЦ "Альянс" недобросовестным участником государственных закупок по заключенному договору №70 от 06.04.2020г.

- ТОО "Алматы Жоба" недобросовестным участником государственных закупок по заключенному договору № 38 от 13.03.2020 года;

- ТОО «Алматы Жолдары» недобросовестным участником государственных закупок по заключенному договору №159 от 12.10.2020 года:

- ТОО "KazTransBuilding" недобросовестным участником государственных закупок по заключенному договору №175 от 11.11.2020г.;

- ТОО "ИПЦ "Альянс" недобросовестным участником государственных закупок по заключенному договору №173 от 10.11.2020г.;

- ТОО «Проектдорстрой» недобросовестным участником государственных закупок по заключенному договору №160 от 23.10.2020 года;

- ТОО "Алматы Жоба" недобросовестным участником государственных закупок, по заключенному договору №162 от 22.10.2020 года.

III. Итоговая часть

3.1. Принятые меры в ходе государственного аудита

В ходе аудита возмещено в доход бюджета- 3663,4 тыс. тенге.

За допущенные Управлением нарушения пп.3) п.4 ст.12 Закон РК №434-V, Ревизионной комиссией направлены в РГУ «Департамент внутреннего государственного аудита по Алматинской области» материалы аудиторского мероприятия ГУ «Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматинской области» для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности должностных лиц по ч.10 ст.207  Кодекса Республики Казахстан от 5 июля 2014 года № 235-V «Об административных правонарушениях» .

3.2. Выводы по результатам государственного аудита Проведенный анализ показал, что согласно, целевому индикатору ПРТ на 2021-2025 годы, фактическое достижение целевого индикатора: «Доля автомобильных дорог областного и районного значения, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии» в разрезе дорог районного и областного значения в 2021 году-84% и в 2022 году-86%.

Неудовлетворительное состояние автомобильной дороги по Алматинской области в 2022 году по сравнению с 2020 годом уменьшилось с 20% на 14%., которое приходится на дороги грунтового типа.

За период реализации Программы развития территорий Алматинской области на 2021-2025 годы, качественные показатели сети дорог общего пользования в целом по Алматинской области значительно улучшились, однако проблема плохого технического состояния местных дорог на них по-прежнему является острой.

Величина износа дорожных покрытий зависит от интенсивности движения, погодных условий и качественного состояния всех слоев дорожной одежды. При этом особо отрицательно сказывается движение по дорогам грузовых автомобилей сверхбольшой грузоподъемности и гусеничной техники, в результате на дорожном полотне образуются колея, трещины и неровности, которые снижают комфортабельность поездки, и создают опасность для движения транспортных средств.

Объемы работ осуществляются в пределах выделенных средств на ремонт и содержание дорог, имея в виду: улучшение инженерного обустройства на дорогах, в том числе установка барьерного ограждения и ограждений, разделяющих встречные транспортные потоки; ликвидацию очагов аварийности; проведение экспертизы проектов строительства, реконструкции и ремонта дорог с позиций безопасности дорожного движения.

В целях обеспечения безопасности на дорогах областного и районного значения проводятся мероприятия по своевременному ремонту и содержанию дорог, ликвидации источников опасности, которые связаны с техническими характеристиками и эксплуатационным состоянием дорог. Для этого из местного бюджета ежегодно выделяются финансовые средства для капитального и текущего ремонта и содержания автомобильных дорог.

Причинами выявленных нарушений послужило недостаточный контроль со стороны должностных лиц объекта аудита в соблюдении требовании действующего законодательства о государственных закупках.

3.3. Рекомендации и поручения по результатам государственного аудита

1. Рассмотреть результаты государственного аудита на заседании Ревизионной комиссии.

3.4. Приложение: реестр выявленных нарушений и недостатков по результатам аудиторского мероприятия (на 4 листах).

     

Член ревизионной комиссии                                            Ж.Усенбаев

 

Руководитель отдела государственного

аудита №1 -государственный аудитор                            Н. Калкаев

 

Руководитель отдела анализа,

планирования и контроля качества

-государственный аудитор                                                С. Елубаева

 

Руководитель отдела

административно-правового отдела

-государственный аудитор                                              А. Кулмухамбетова

 

Руководитель группы аудита

Главный специалист-государственный аудитор              Л. Елеуова

Дизайн и разработка сайта от компании «Licon».
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
ZERO.KZ