Токаев
Касым-Жомарт Кемелевич
Токаев<br>Касым-Жомарт Кемелевич
Президент Республики Казахстан

Итоги государственного аудита

государственного аудита эффективности реализации проектов государственно-частного партнерства

Категория: Итоги государственного аудита
Дата: 15.12.2023
Просмотры: 26 Печать страницы

 

 
 

 

проект

 

 

Ревизионная комиссия по Алматинской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

государственного аудита эффективности реализации проектов государственно-частного партнерства, в том числе  концессионных проектов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

село Арна  2023 ГОД

 

Председателю Ревизионной комиссии по Алматинской области

М. Мусаеву

 

АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

I. Вводная часть

1.1. Наименование аудиторского мероприятия: Государственный аудит эффективности реализации проектов государственно-частного партнерства, в том числе  концессионных проектов.

1.2. Цель государственного аудита: Анализ и оценка эффективности реализации проектов государственно-частного партнерства, в том числе концессионных проектов.

1.3. Объекты государственного аудита:

1. ГУправление экономики и бюджетного планирования Алматинской области»;

2. ГУправление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Алматинской области»;

3. ГУправление здравоохранения Алматинской области»;

4. ГУправление строительства Алматинской области»;

5. Г»;

6. ГУправление координации занятости и социальных ппрограмм Алматинской области».

1.4. Период, охваченный государственным аудитом: с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года.

II. Основная (аналитическая) часть

2.1. Краткий анализ состояния аудируемой сферы

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан «Об изменениях в административно-территориальном устройстве Алматинской области» от 31 марта 2018 года №653, предполагалась реализация проектов ГЧП в Алматинской области.

В сфере образования в реализации находятся 16 проектов ГЧП которые сданы в эксплуатацию, в том числе строительство детского сада на 150 мест в г.Каскелен Карасайского района, строительство школы на 1200 мест в с.Айтей Карасайском районе,  ремонт и эксплуатация объекта частной собственности -детского сада - для оказания услуг дошкольного образования Карасайского района с.Кыргауылды, ремонт и эксплуатация объекта частной собственности детского сада для оказания услуг дошкольного образования в с.Жапек батыр Илийского района (250 мест, подушевое финансирование на 15 лет), эксплуатация детского сада для оказания дошкольного образования в Ащыбулакском сельском округе Илийского района (150 мест, подушевое финансирование на 20 лет), модернизация и эксплуатация столовых областных школ-интернатов (на 10 лет).

В сфере здравоохранения  в реализации находятся 3 проектов ГЧП , 2 из которых уже сданы в эксплуатацию, это созданная экосистемы сельского здравоохранения Алматинской области,  ГКП на ПХВ «Алматинская многопрофильная клиническая больница» передача в доверительное управление. Также, ведется строительство и эксплуатация реабилитационного центра на 60 мест в Талгарском районе Алматинской области.

В сфере развития строительства реализованы 2  проекта ГЧП- «Реконструкция и эксплуатация старого здания прокуратуры с пристройкой в селе Нарынкол Райымбекского района Алматинской области» и  «Реконструкция и эксплуатация здания сельского акимата  в селе Нарынкол Райымбекского района Алматинской области»,  которые сданы в эксплуатацию в 2020 году.

В сфере развития физической культуры и спорта в реализации находятся 1 проект ГЧП- строительство и эксплуатация физкультурно-оздоровительного комплекса на территории Райымбекского сельского округа Карасайского района,  который сдан в эксплуатацию в 2020 году.

В сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства в реализации находятся 39 проектов государственно-частного партнерства, в том числе 3 проекта-строительство газораспределительных сетей, 1 проект- строительство подводящих и внутри поселковых сетей с. Акдала Талгарского района Алматинской области и 2 проекта по модернизации и эксплуатации системы уличного освещения в Илийском районе и в г.Капшагай .

По 33 проектам на строительство и сервисное обслуживание автономных блочно-модульных котельных (БМК) на газу для теплоснабжения многоквартирных жилых домов в т.ч. в Енбекшиказахском  районе  (16 проектов), Карасайском (3 проекта), Уйгурском (6 проектов), Илийского (8 проектов) . Из них 15 проектов Енбекшиказахском  районе  введены в эксплуатацию, а по остальным 18 проектам договора расторгнуты на основании представления прокуратуры Алматинской области об устронении нарушений законности от 23.11.2022года №2-04-22-17554 .

Общая сумма государственных обязательств выплачиваемая из местного бюджета согласно договорам составляет 31616,5 млрд.тенге.  Размер привлеченных инвестиций составляет 20,8 млрд.тенге.

Несмотря на перечисленные объекты ГЧП,   в Алматинской области на 2023 год планируется  реализация 3 проектов на сумму 38,6 млрд.тенге, по которым ведется разработка ПСД и бизнес-планов для реализации в следующих направлениях: ( ЖКХ – 1 проекта на 23,4 млрд. тенге; поддержка предпринимательства – 1 проект на 10,8 млрд. тенге (в настоящее время договор заключен); дорожная безопасность  - 1 проект на 7,6 млрд.тенге).

В целях недопущения срыва сроков реализации проектов, по каждому проекту разработан пошаговый план его реализации, начиная от начальной стадии планирования до заключения договоров с определением исполнения сроков.

Согласно распряжению акима Алматинской области от 26.10.2018г. №130-ро/д «О разработке Дорожной карты по реализации проектов государственно-частного партнерства в Алматинской области на 2016-2020гг», разработан и утвержден перечень потенциональных проектов ГЧП, планируемых к реализации на 2019 год,   где в том числе предусмотрены 2 проекта  ГЧП: «Реконструкция и эксплуатация старого здания прокуратуры с пристройкой в селе Нарынкол Райымбекского района Алматинской области» и  «Реконструкция и эксплуатация здания сельского акимата  в селе Нарынкол Райымбекского района Алматинской области» организатором и государственным партнером которых является-ГУ «Управление строительство Алматинской области».

Согласно п.2 ст.15 Закон Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 379-V ЗРК «О государственно-частном партнерстве» (с изменениями и дополнениями) (далее-Закон о ГЧП) перечень проектов государственно-частного партнерства, планируемых к реализации, размещен на интернет-ресурсе Центра развития государственно-частного партнерства.

Тем самым, предача в доверительное управление для модернизации и эксплуатации имущества ГУ «Аппарат акима Райымбекского района» расположенных по ул.Райымбека,29 и ул.Амангелды,19а в селе Нарынкол, Райымбекского района Алматинской области, включены в базу проектов Казахстанского Центра государственного-частного партнерства, являющегося казахстанским аналитическим и экспертным центром по развитию государственно-частного партнерства и размещен на Интернет-ресурсе вышеуказанного центра.

Реализация данных проектов включает в себя реконструкцию и эксплуатацию старых зданий, что повлечет за собой изменение благоприятных условий в сторону улучшения благ местного населения. Поскольку Райымбекский район находится в межгосударственной границе, где требуется укрепить социально-экономические отношения, а также улучшить проживание населения.

Целью и задачей указанных проектов является - восстановление статуса района, создание государственных органов управления и административных объектов.

Конечный результат эффективности от реализации данных проектов позволил привести административные здания в работоспособное состояние, в которых трудоустроено население и обеспечено безопасное условие труда и обслуживание население.

2.2. Основные результаты государственного аудита

Ревизионной комисссии по Алматинской области проведен государственный аудит - эффективности реализации проектов государственно-частного партнерства, в том числе  концессионных проектов за период 2018-2022гг.  аудитом охвачен объем в сумме 6 318 343,5 тыс.тенге где выявлены нарушения в части не соблюдения требований бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан на общую сумму 4 170 897,5 тыс. тенге в том числе : финансовые нарушения- 894540,5 тыс.тенге, в том числе: подлежащие восстановлению-553511,7 тыс.тенге и возмещению -341028,8 тыс.тенге;

- неэффективные использования бюджетных средств- 3 276 357,0 тыс.тенге.

Кроме того, установлены-23 единицы нарушении процедурного характера.

                  1. Государственное учреждение «Управление образования Алматинской области»:

Пункт 1: В нарушение п.8 ст.32 Закона РК от 31 октября 2015 года №379-V «О государственно-частном партнерстве» на момент квалификационного отбора  по представленным  документам ТОО «Ag Terek Group» на 01.01.2018 год не имеет основные средства, согласно банковской справки на 01.04.2018 года остаток денег на счете составляет всего 4200 тенге, где частный партнер не несет предпринимательских рисков.

Пункт 2. С момента заключения Договора №2 от 11.12.2018г. проверка финансово-хозяйственной деятельности ТОО «Ag Terek Group»   Государственным партнером не осуществлялась, тогда как проверка финансово-хозяйственной деятельности предусмотрена статьей пп.3 п.1ст.17 Закона «О государственно-частном партнерстве» и пп.6 п.57 Договора №2 от 11.12.2018г..

Пункт 3. В нарушение п.70 Договора №2 от 11.12.2018г. ТОО «Ag Terek Group» раз в год не представлял Государственному партнеру отчет об исполнении обязательств по договору.

Пункт 4. С момента заключения Договора №1 от 18.04.2018г. проверка финансово-хозяйственной деятельности ТОО «Фирма Еламан»   Государственным партнером не осуществлялась, тогда как проверка финансово-хозяйственной деятельности предусмотрена статьей пп.3 п.1ст.17 Закона «О государственно-частном партнерстве» и пп.3 п.19 Договора №1 от 18.04.2018г..

Пункт 5. В нарушение п.29 Договора №1 от 18.04.2018г. ТОО «Фирма Еламан» раз в год  не представлял  Государственному партнеру отчет о своей деятельности по управлению объектом ГЧП.

Пункт 6:  В нарушение п.80 Договора  №4 от 14.08.2019г. ТОО «КазИнвестСтройГрупп» представлена строительная гарантия оформленная ненадлежащим образом согласно приложения 7.

Пункт 7. С момента заключения Договора №4 от 14.08.2019 г. проверка финансово-хозяйственной деятельности ТОО «КазИнвестСтройГрупп»   Государственным партнером не осуществлялась, тогда как проверка финансово-хозяйственной деятельности предусмотрена статьей пп.3 п.1ст.17 Закона.

2. Государственное учреждение «Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Алматинской области»:

Пункт 1. В частности, перед частным партнером государственные обязательства не решены. Поручительством государства является поручительство государства,  обязательство полного или частичного погашения долга заемщика перед займодателем по договору государственно-частного партнерства, в том числе по займу, привлеченному в рамках договора концессии, в соответствии с договором поручительства Правительства Республики Казахстан, ст. 226 Бюджетного кодекса. Обязательства по поручительству включают основную сумму займа и вознаграждение по нему.

Пункт 2. Статья 46 Закона Республики Казахстан О государственно-частном партнерстве от 31 октября 2015 года № 379V в содержании заключенных Управлением следующих договоров о ГЧП:№05/20 от 17.09.2020г., №01-20 от 17.09.2020г. №04-20 от 17.09.2020г. и №03-20 от 17.09.2020г. предусмотренно в подпункте 19 пункта 1, где содержатся критерии оценки исполнения сторонами договора государственно-частного партнерства обязательств, уплаты неустойки (с обязательным указанием в процентах в денежной сумме или сумме) в случаях их неисполнения или ненадлежащего исполнения и пункта 50 заключенных договоров, Стороны должны выполнить предварительные условия, указанные в пунктах 51 и 52 договоров, не позднее 1 месяца со дня регистрации договора и  предоставить дополнительный 2-месячный срок для завершения строительных работ, при этом государственный партнер по истечении 10 календарных дней со дня планируемого завершения, взимает штраф в размере 0,1% за каждый день от стоимости объекта ГЧП и уплачивает неустойку, как предусмотрено пунктом 119 главы 17в  заключенных договорах: «Неустойка оплачивается Сторонами в размере 0,1% от стоимости объекта ГЧП за каждый день просрочки исполнения объязательств, начисленнная в соответствии с договором. Оплата неустойки не освобождает виновную Сторону от выполнении принятых на себя по настоящему Договору объязательств. По усмотрению Государственного партнера, сумма неустойки может быть удержанна из текущих выплат Частному партнеру из бюджета (компенсации инвестиционных затрат, компенсация операционных затрат) по Договору».

Также, согласно пунктам 144 и 146  главы 24 договоров: «Частный партнер выплачивает Государственномк партнеру в соответствующий бюджет неустойку в виде штрафа. В случае не исполнения или ненадлежащего исполнения частным партнером объязательств, предусмотренных договором, в том числе в случае нарушении сроков исполнения объязателств по договору» и «Штраф-пеня оплачивается Сторонами в размере 0,1% от стоимости объекта ГЧП за каждый день просрочки исполнении объязательств, начисленная в соответсвии с договором, если иное не оговорено соответствующих пунктах договора»

Так, аудитом установлено, что  частным партнером ТОО «DAUR capital» объекты ГЧП сданы в эксплуатацию с опозданием срока  :

- в с.Баканас объект сдан в эксплуатацию с задержкой на 59 дней, где  неустойка составила  в сумме -68516,9 тыс. тенге.  (1161305000*0,1%*59 дней=68516995);

- в с. Актас объект сдан в эксплуатацию с задержкой на 173 дня,  где  неустойка составила в сумме -50901,0 тыс. тенге. (294226000*0,1%*173день=50901098);

- в с. Акдала объект сдан в эксплуатацию с задержкой на 172 дня,  где  неустойка составила в сумме -46562,6 тыс. тенге. (270713000*0,1%*172 дня=46562636);

- в с.Жалгамыс объект сдан в эксплуатацию с задержкой на 173 дня,  где  неустойка составила в сумме -119854,4 тыс. тенге. (692800000*0,1% * 173 дня=119854400).

Пункт 3. ТОО «DAUR capital» по проекту государственно-частного партнерства на общую сумму 1305863,0 тыс. тенге, израсходованные на гарантирование строительства и обслуживания газораспределительных сетей в селе Баканас Балхашского района, принятым актом ввода объекта в эксплуатацию 29 марта 2021 года, 05 октября 2023 года при проведении визуального контроля были задействованы газопроводы в селе Баканас, однако местные оказалось, что газ не используют. Потраченные по проекту средства с 2021 года по сегодняшний день три года неэффективно пустуют. По мнению аудитора, материальные ценности, изготовленные из железобетонных изделий, естественным образом изнашиваются, что в будущем приведет к дополнительным расходам в местный бюджет.

В соответствии с подпунктом 14-2) статьи 3 Бюджетного кодекса исполнение государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства по бюджетной программе 096 наблюдается расходование бюджетных средств, не соответствующих принципам бюджетной системы: результативность, обоснованность, эффективность, ответственность, адресность и целевой характер бюджетных средств.

Пункт 4. Статья 46 Закона Республики Казахстан О государственно-частном партнерстве от 31 октября 2015 года № 379V в содержании договора государственно-частного партнерства в подпункте 19 пункта 1 содержатся критерии оценки исполнения сторонами договора государственно-частного партнерства, уплаты неустойки (с обязательным указанием в процентах в денежной сумме или сумме) в случаях их неисполнения или ненадлежащего исполнения, не руководствуясь пунктами 53,54,55,56 договора, допущены следующие недостатки. Пункт 77 договора завершение строительных работ, в случае просрочки запланированного срока государственный партнер вправе предоставить дополнительные 30 календарных дней для завершения строительных работ, в случае истечения срока, указанного в настоящем пункте, государственный партнер вправе требовать от стоимости объекта ГЧП неустойки в размере 0,1% за каждый день просрочки и обязан уплатить неустойку в пункте 18 главы 129 договора Стороны уплачивают в размере 0,1% от стоимости объекта ГЧП за каждый день просрочки исполнения обязательств, рассчитанных в соответствии с договором. Уплата неустойки не освобождает виновную сторону от исполнения принятых на себя обязательств по настоящему Договору. По желанию государственного партнера говорится, что сумма штрафа может быть удержана из бюджета по договору с текущих платежей частному партнеру (возмещение инвестиционных затрат, возмещение операционных расходов). В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения частными партнерами обязательств, предусмотренных договором, в том числе нарушения срока исполнения, государственный партнер уплачивает пени в виде штрафа в соответствующий бюджет обязательств по соглашению и п. 159 договора штраф в размере 0,1% от стоимости объекта ГЧП за каждый день просрочки исполнения обязательств, рассчитанных сторонами в соответствии с договором, если иное не предусмотрено соответствующими пунктами договора/ пени.

То есть, в соответствии с договором и без учета талонов и уведомлений, зарегистрированных в государственном учреждении «Управление государственного архитектурно-строительного контроля Алматинской области» в 2021 году, частный партнер ТОО «Jetysu Energy» обязался передать объекты строительства в 2021 году, несмотря на то, что 11 и 13 октября 2022 года заключили дополнительное соглашение к договорам продлен срок строительства на 15 декабря 2022 года. Пеня начислена по обязательствами договоров, предоставленным учреждением.

1) Строительство и сервисное обслуживание газовых автономных блочно-модульных котельных для теплоснабжения многоквартирных жилых домов 2-го микрорайона г. Есик Енбекшиказахского района Алматинской области (№22, №23, №24, новый дом) БМК6 договор № 6 дата регистрации свидетельство №020901/019 заказчик общество с ограниченной ответственностью «Jetysu Energy» товарищество не принято с опозданием на 39 дней 08.02.2022 года. В 2022 году выплачено по специфике 812-24239,3 тыс. тенге и специфике 813 - 11193,4 тыс. тенге. (127198000*0,01%*39 дней=496072 тенге).

2) Строительство и сервисное обслуживание газовых автономных блочно-модульных котельных для теплоснабжения многоквартирных жилых домов в 1 микрорайоне города Есик Енбекшиказахского района Алматинской области (д.№9, №11, №18, № 18а) БМК3 договор №3 дата регистрации 26.08.2021 год свидетельство №020901/21-006 заказчик «Товарищество с ограниченной ответственностью «Jetysu Energy» принято актом ввода объекта в эксплуатацию 21 декабря 2022 года. (143343302*0,01%*355 дней=5088687 тенге).

3) Строительство и сервисное обслуживание газовых автономных блочно-модульных котельных для теплоснабжения многоквартирных жилых домов микрорайона 1 г. Есик Енбекшиказахского района Алматинской области (Д.№5, №6, №7, №10, №13) БМК2 договор № 2 дата регистрации 02.09.2021 год свидетельство № 020901/21-010 Заказчик товарищество с ограниченной ответственностью «Jetysu Energy» 21 декабря 2022 года принят актом ввода объекта в эксплуатацию. (168524340*0,01%*355 дней=5982614).

4) Строительство и сервисное обслуживание газовых автономных блочно-модульных котельных для теплоснабжения многоквартирных жилых домов микрорайона 1 г. Есик Енбекшиказахского района Алматинской области (Д.№5, №6, №7, №10, №13) БМК2 договор № 2 дата регистрации 02.09.2021 год свидетельство № 020901/21-010 Заказчик товарищество с ограниченной ответственностью «Jetysu Energy» 21 декабря 2022 года принят актом ввода объекта в эксплуатацию. (168524340*0,01%*355 дней=5982614 тенге).

5) Строительство и сервисное обслуживание газовых автономных блочно-модульных котельных для теплоснабжения многоквартирных жилых домов в микрорайоне 3 г. Есик Енбекшиказахского района Алматинской области (дома№10а, №10, №93, №93а, №46, №9а) БМК8 договор № 8 дата регистрации 27.08.2021 год свидетельство №020901/21-007 заказчик товарищество с ограниченной ответственностью «Jetysu Energy» 21.12.2022 принял с опозданием на 355 дней. (150034166*0,01%*355 дней=5326213 тенге).

6) Строительство и сервисное обслуживание газовых автономных блочно-модульных котельных для теплоснабжения многоквартирных жилых домов в микрорайоне 3, г. Есик Енбекшиказахского района Алматинской области (Д.№5, №16, №20, №21, №6, №12) БМК9 договор № 12 дата регистрации 02.09.2021 года свидетельство № 020901/21-009 заказчиком товариществом с ограниченной ответственностью «Jetysu Energy» 21.12.2022 принято с опозданием на 355 дней. (168762149*0,01% * 355 дней=5991056 тенге).

7) Строительство и сервисное обслуживание газовых автономных блочно-модульных котельных для теплоснабжения многоквартирных жилых домов в микрорайоне 3, г. Есик Енбекшиказахского района Алматинской области (дома№92, №92а, №84, № 86) БМК10 договор № 13 дата регистрации 20.08.2021 год свидетельство № 020901/21-004 заказчик Общество с ограниченной ответственностью «Jetysu Energy» 21.12.2022 принято с опозданием на 355 дней. (109064173*0,01%*355 дней=3871778тенге).

8) Строительство и сервисное обслуживание газовых автономных блочно - модульных котельных для теплоснабжения многоквартирных жилых домов по улице Талгар, город Иссык, Енбекшиказахского района Алматинской области (дома№1, №7, № 3) БМК11 договор № 16 дата регистрации 06.09.2021 год свидетельство № 020901/21-016 заказчик несет ответственность «Jetysu Energy» товарищество с ограниченной ответственностью 22.12.2022 принято с опозданием на 355 дней.(121696745*0,01%*356 дней=4332404тенге).

9) Строительство и сервисное обслуживание газовых автономных блочно-модульных котельных для теплоснабжения многоквартирных жилых домов по улице Жибек, село Жибек, Енбекшиказахский район Алматинской области (Дома№2, №4) Бмк13 договор №15 дата регистрации 06.09.2021 год свидетельство № 020901/21-015 заказчик товарищество с ограниченной ответственностью «Jetysu Energy» 22.12.2022 года принято с опозданием на 356 дней. (122592470 *0,01%*356 дней=4364292тенге).

10) Строительство и сервисное обслуживание газовых автономных блочно-модульных котлов для теплоснабжения здания старой больницы 5 по ул. Алматинская Енбекшиказахского района Алматинской области (дом №209-а) Бмк14 договор № 14 дата регистрации 02.09.2021 год свидетельство № 020901/21-014 заказчик товарищество с ограниченной ответственностью «Jetysu Energy» 22.12.2022 года принято с опозданием на 356 дней. (141585267*0,01%*356 дней=5040436тенге).

11) Строительство и сервисное обслуживание газовых автономных блочно-модульных котельных для теплоснабжения многоквартирных жилых домов в микрорайоне 3, г. Есик Енбекшиказахского района Алматинской области (Д.№2, №3, №4, №9, №25) БМК15 договор № 7 дата регистрации 02.09.2021 год свидетельство №020901/21-008 заказчик товарищество с ограниченной ответственностью «Jetysu Energy» 21.12.2022 принято с опозданием на 356 дней. (138812707*0,01% * 355 дней=4927851тенге).

12) Строительство и сервисное обслуживание газовых автономных блочно-модульных котельных для теплоснабжения многоквартирных жилых домов в микрорайоне 3, г. Есик Енбекшиказахского района Алматинской области (дом № 29, №13, №13а; ул. Марата, №78, №80, №82) БМК16 договор №9 дата регистрации 02.09.2021 года свидетельство № 020901/21-012 заказчиком обществом с ограниченной ответственностью «Jetysu Energy» 22.12.2022 года принято с опозданием на 356 дней. (144614456*0,01%*356 дней=5148275тенге).

Кроме договора № 6 средства по договорам были оплачены после принятия объектов в 2023 году.

Пункт 5. Пункт 1 статьи 654 Гражданского кодекса Республики Казахстан от 1 июля 1999 года №409 (особенная часть) 4 Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с проектной документацией, определяющей объем и содержание работ и другие требования к работам, и сметой, определяющей цену работ. Под договором понимается, что при отсутствии иных указаний подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в проектно-сметной документации и смете (проектно-сметной документации).

Вопреки пункту 1 статьи 60 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года №242 «Об архитектурной градостроительной и строительной деятельности». Надо отметит, что в результате визуального контроля работ по строительству газораспределительных сетей в селе Баканас Балхашского района установлено, что в части оборудования, мебели и инвентаря (поставка подрядчиком) проектно-сметной документации, прошедшей экспертную оценку, по документации не установлены мебели на общую сумму 56249,0 тыс. тенге.

В том числе необходимо было установить следующие имущества: шкафный газорегуляторный пункт типа ГРПШ с газовым счетчиком СГ-ЭК-Вз-р-0,5-100 (ГРП) стоимость 3 шт стоимость 6505,7 тыс. тенге, шкафный газорегуляторный пункт типа ГРПШ с газовым счетчиком СГ-ЭК-Вз-Р-0,5-250 стоимость 6 шт стоимость 11666,9 тыс. тенге, шкафный газорегуляторный пункт типа ГРПШ со счетчиком АСГ-ЭК-Вз-р-0,5-65 (ГРП) стоимость 10 шт стоимость 19607,5 тыс. тенге и шкафный газорегуляторный пункт типа ГРПШ со счетчиком газа СГ-ЭК-Вз-Р-0,5-650 шт стоимость 8 шт на сумму 18469,0 тыс. тенге. При визуальном контроле СГ-ЭК-Вз-Р-установлен на 160 м3/час вместо 0,5-650 м3/час и 40 м3/час вместо 65 м3/час. За время проведения визуального контроля акты выполненных работ и изменения или дополнительные акты со стороны учреждения не были представлены на аудит. Так как не было специалиста строительной отрасли, который посчитал допущенные недостатки, была указана сумма общего сметного несоответствия. Село Баканас до настоящего времени не подключено к газовой сети.

Объекты газораспределительной сети в с. Актас, Акдала и Жалгамыс Талгарского района приняты, контрольный обмер не проведен, проектно-сметная документация и акт выполненных работ со стороны учреждения на аудит не представлены.

Пункт 6. Пункт 1 статьи 654 Гражданского кодекса Республики Казахстан от 1 июля 1999 года №409 (особенная часть) 4 подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с проектной документацией, определяющей объем и содержание работ и другие требования к работам, и сметой, определяющей цену работ. Под договором понимается, что при отсутствии иных указаний подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в проектно-сметной документации и смете (проектно-сметной документации).

Вопреки пункту 1 статьи 60 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года №242 «Об архитектурной градостроительной и строительной деятельности».

1. Автономный газ для теплоснабжения многоквартирных жилых домов в микрорайоне 2 г. Есик Енбекшиказахского района Алматинской области Строительство и сервисное обслуживание блочно-модульных котлов (д.№15, №19, №21, № 21а) БМК5 договор №4 дата регистрации 20.08.2021 год свидетельство №020901/21-002 заказчик товариществом с ограниченной ответственностью «Jetysu Energy» на сегодняшний день не принят. Пени не начислялись.

2. Строительство и сервисное обслуживание газовых автономных блочно-модульных котельных для теплоснабжения многоквартирных жилых домов в микрорайоне 2 г. Есик Енбекшиказахского района Алматинской области (д.№17, №16, №14, №20) БМК4 договор № 5 дата регистрации 20.08.2021 года свидетельство № 020901/21-003 заказчик «Jetysu Energy» до сих пор не принята компанией с ограниченной ответственностью. Пени не начислялись.

Пункт 7. Статья 46 Закона Республики Казахстан О государственно-частном партнерстве от 31 октября 2015 года № 379V в содержании договора государственно-частного партнерства в подпункте 19 пункта 1 содержатся критерии оценки исполнения сторонами договора государственно-частного партнерства, уплаты неустойки (с обязательным указанием в процентах в денежной сумме или сумме) в случаях их неисполнения или ненадлежащего исполнения, не руководствуясь пунктами 53,54,55,56 договора, допущены следующие недостатки. Пункт 77 договора завершение строительных работ, в случае просрочки запланированного срока, государственный партнер вправе предоставить дополнительные 30 календарных дней для завершения строительных работ, в случае истечения срока, указанного в настоящем пункте, государственный партнер вправе требовать от стоимости объекта ГЧП неустойки в размере 0,01% за каждый день просрочки и обязан внести неустойку в п. 129 главы 18 договора Стороны уплачивают в размере 0,1% от стоимости объекта ГЧП за каждый день просрочки исполнения обязательств, рассчитанных в соответствии с договором. Уплата неустойки не освобождает виновную сторону от исполнения принятых на себя обязательств по настоящему Договору. По желанию государственного партнера говорится, что сумма штрафа может быть удержана из бюджета по договору с текущих платежей частному партнеру (возмещение инвестиционных затрат, возмещение операционных расходов).

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения частными партнерами обязательств, предусмотренных договором, в том числе нарушения срока исполнения, государственный партнер уплачивает пени в виде штрафа в соответствующий бюджет обязательств по соглашению и п. 159 договора штраф в размере 0,01% от стоимости объекта ГЧП за каждый день просрочки исполнения обязательств, рассчитанных сторонами в соответствии с договором, если иное не предусмотрено соответствующими пунктами договора/ пени. То есть в соответствии с договором государственному учреждению "Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Алматинской области" необходимо взыскать с частного партнера штраф/пеню в размере 0,01% с момента принятия работ.

Пункт 8. В соответствии с подпунктом 9 статьи 4 Бюджетного кодекса принцип обоснованности и подпункт 12 принцип эффективности – разработка и исполнение бюджета не осуществлялись, исходя из необходимости достижения наилучшего прямого и конечного результата с использованием утвержденного объема бюджетных средств или достижения прямого и конечного результата с использованием меньшего объема бюджетных средств. В соответствии с проектом государственно-частного партнерства на 2020 год было неэффективно спланировано 1970494,0 тыс. тенге и неэффективно использованы бюджетные средства.

В ходе аудита от сотрудников объяснительные получить не удалось, в связи с отсутствием по причине их увольнения.

3. Государственное учреждение «Управление здравоохранения Алматинской области»:

Пункт 1. Согласно Договору №6 от 16.10.2020г. сумма инвестиции со стороны Частного партнера составил 5,5 млрд. тенге, тогда как общая сумма возмещения затрат Частному партнеру составляет -5,6 млрд. тенге (из них КИЗ на сумму 5,1 млрд. тенге и В ЗУ на сумму 0,5 млрд.тенге).

Стоит отметить, что 95% вложенной суммы будут возмещены Частному партнеру в течении 5 лет, после осуществления им инвестиции. Следовательно, Частный партнер не несет предпринимательских рисков как инвестор который вкладывая в уставный капитал юридического лица, рассчитывает на чистую прибыль от операционной деятельности. Так как все вложенные средства Частного партнера возвращаются к нему с

 

 

приростом.

Пункт 2. Условиями договора не предусмотрены нормы регулирующие права и обязанности и ответственность сторон при строительстве и эксплуатации новых корпусов, оснащение больницы высокотехнологичным медицинским оборудованием, внедрение IT-систем, реконструкция существующих лечебных корпусов, Договором не определены нормы предусматривающие изменения условия труда.

Договором не определены контрольные функции государственного партнера за качеством оказываемых услуг и услуг на стадии строительства и эксплуатации объекта ГЧП, не раскрыты условия контроля и качества строительных работ.

Нарушен принцип сбалансированности – взаимовыгодного распределения обязанностей, гарантий, рисков и доходов между ГП и ЧП в процессе реализации проекта ГЧП.

Договор не соответствует требованиям действующего законодательства в сфере ГЧП. Нарушены требования к составлению договоров предусмотренные ст.46 Закона О государственно-частном партнерстве от 31.12.2015 года № 379- V ЗРК.

Пункт 3. С момента заключения договора проверка финансово-хозяйственной деятельности Частного партнера (далее – Проверка) Государственным партнером не осуществлялась, тогда как Проверка предусмотрена ст.17 Закона «О государственно-частном партнерстве» и пунктом 114 Договора.

Частный партнер дважды 26 июня и 31 июля 2023 г. отказал Государственному партнеру в проверке нарушив тем самым условия Договора.

Учитывая что частный партнер не допускает государственного партнера на объект ГЧП отсутствует возможность оценки целесообразности и адекватности стоимость осуществляемых инвестиции.

4. Государственное учреждение «Управление строительства Алматинской области»:

Аудиторским мероприятием охвачены реализация проектов ГЧП: «Реконструкция и эксплуатация старого здания прокуратуры с пристройкой в селе Нарынкол Райымбекского района Алматинской области» и «Реконструкция и эксплуатация здания сельского акимата в селе Нарынкол Райымбекского района Алматинской области», где установлены следующие нарушения :

Пункт 1. Государственным парнером - Управлением строительства Алматинской области в нарушении п.80 гл.9 и п.8 гл.1 Договора б/н от 22 июля 2019года (далее-Договор) по проекту «Реконструкция и эксплуатация старого здания прокуратуры с пристройкой в селе Нарынкол Райымбекского района Алматинской области» не взыскана пеня за просрочку в размере 0,01% от стоимости объекта ГЧП за каждый день несвоевременного исполнения обязательств Частным партнером ТОО

 

 

«Фуд-МС».

Тем, самым в нарушении условии п.169 главы 27 и приложения 2 Договора просрочен срок ввода объекта в эксплуатацию на 66 календарных дней.

В соответствии с п.122 гл.16. договора: «Если иное не предусмотрено договором или законодательством, сторона нарушившая свое обязательство по договору выплачивает другой стороне, по письменному требованию такой другой стороны, неустойку в размере 0,01% от стоимости нарушевшего обязательства за каждый день нарушения, но не более 5% от стоимости обязательства».

В связи с тем, что обязательства выполнены в полном объеме по август 2022 года, аудитом расчитать пеню не представилось возможным.

Cогласно п.16 договора следует: «Компенсация инвестиционных затрат (КИЗ) –денежная выплата за счет бюджетных средств, направленные на возмещение определенного объема инвестиционных затрат частного партнера в соответствии с договором, выплачиваемые после подписания акта приемки» и согласно п.17 договора: «Компенсация операционных затрат (КОЗ) –денежные выплаты за счет бюджетных средств, направленные на возмещение расходов частного партнера, связанных  с эксплуатацией объекта ГЧП в соответствии с договором,  выплачиваемые с даты начало оказание услуг », тогда как п.6 договора: «Дата начала оказание Услуг - дата начало оказание услуг частным партнером с даты подписания акта приемки», согласно п.1 договора следует: «Акт приемки» - акт приемки объектов в эксплуатацию, подтверждающий завершение строительства объекта ГЧП в соответствии с утвержденным проектом и государственными нормами и полную готовность объекта к эксплуатации».

Согласно выданному заключение экспертизы конкурсной документации АО «Региональный институт развития «Социально-предпринимательская корпорация «Жетісу» также, в разделе источники возмещения затрат и получения доходов указано-выплата КИЗ и КОЗ осуществляется: 1) после ввода объекта ГЧП в эксплуатацию.

Пункт 2. Однако, государственным партнером в нарушении пп.16.17 гл.1 и приложений 2,5 договора, без приемки объекта в эксплуатацию  необоснованно возмещены частному партнеру,  согласно счета к оплате №2711001/19-1382 от 22 августа 2019года расходы «Компенсация инвестиционных затрат» (КИЗ) в сумме- 14953,0 тыс.тенге и  «Компенсация операционных затрат» (КОЗ) в сумме – 3049,0 тыс.тенге, где общая сумма необоснованных расходов составила – 18002,0 тыс.тенге по проекту «Реконструкция и эксплуатация старого здания прокуратуры с пристройкой в селе Нарынкол Райымбекского района Алматинской области».

Пункт 3. Государственным парнером - Управлением строительства Алматинской области в нарушении п.78 гл.9 и п.8 гл.1 Договора  по проекту:«Реконструкция и эксплуатация здания сельского акимата в селе Нарынкол Райымбекского района Алматинской области» не взыскана пеня за просрочку в размере 0,01% от стоимости объекта ГЧП за каждый день

несвоевременного исполнения обязательств Частным партнером ТОО «Фуд-МС».

Тем, самым в нарушении условии п.162 главы 26 и приложения 2 Договора просрочен срок ввода объекта в эксплуатацию на 142 календарных дня.

В соответствии с п.119 гл.16.Договора: «если иное не предусмотрено договором или законодательством, сторона нарушившая свое обязательство по договору выплачивает другой стороне, по письменному требованию такой другой стороны, неустойку в размере 0,01% от стоимости нарушевшего обязательства за каждый день нарушения, но не более 5% от стоимости обязательства».

В связи с тем, что обязательства выполнены в полном объеме по август 2022 года, аудитом расчитать пеню не представилось возможным.

Cогласно п.15 договора ГЧП следует: «Компенсация инвестиционных затрат (КИЗ) –денежная выплата за счет бюджетных средств, направленные на возмещение определенного объема инвестиционных затрат частного партнера в соответствии с договором, выплачиваемые после подписания Акта приемки» и согласно п.16 договора: «Компенсация операционных затрат (КОЗ) –денежные выплаты за счет бюджетных средств, направленные на возмещение расходов частного партнера, связанных  с эксплуатацией объекта ГЧП в соответствии с договором,  выплачиваемые с даты начало оказание услуг », тогда как п.6 договора следует : «Дата начала оказание Услуг - дата начало оказание услуг частным партнером с даты подписания акта приемки» и согласно п.1 договора следует: «Акт приемки» - акт приемки объектов в эксплуатацию, подтверждающий завершение строительства объекта ГЧП в соответствии с утвержденным проектом и государственными нормами и полную готовность объекта к эксплуатации».

Согласно выданному заключение экспертизы конкурсной документации АО «Региональный институт развития «Социально-предпринимательская корпорация «Жетісу» также, в разделе источники возмещения затрат и получения доходов указано-выплата КИЗ и КОЗ осуществляется: 1) после ввода объекта ГЧП в эксплуатацию.

Пункт 4. Однако, государственным партнером в нарушении пп.15.16 и приложения 2 договора ГЧП, без приемки объекта в эксплуатацию необоснованно возмещены частному партнеру, согласно счета к оплате №2711001/19-1383 от 22 августа 2019года расходы «Компенсация инвестиционных затрат» (КИЗ) в сумме - 9448,0 тыс.тенге и «Компенсация операционных затрат» (КОЗ) в сумме – 2800,0 тыс.тенге, где общая сумма необоснованных расходов составила – 12248,0 тыс.тенге по проекту:«Реконструкция и эксплуатация здания сельского акимата в селе

Нарынкол Райымбекского района Алматинской области».

Пункт5. В нарушение пп.1 п.1 ст.
123 Бюджетного кодекса и пункта 49 Инструкции по проведению бюджетного мониторинга, утвержденным приказом министра финансов Республики Казахстан от 30 ноября 2016 года № 629 (далее – Инструкция по бюджетному мониторингу), Управлением допущено недостоверное отражение фактических значений показателей прямого и конечного результатов по бюджетной программе 096 за 2019 год по указанным проектам ГЧП.

Пункт 6. Государственным партнером в нарушение п.6 ст.97 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года №95-IV произведена необоснованная оплата за неустановленные материалы на общую сумму- 909,0 тыс.тенге по проекту «Реконструкция и эксплуатация старого здания прокуратуры с пристройкой в селе Нарынкол Райымбекского района Алматинской области».

Аналогично, по проекту ГЧП: «Реконструкция и эксплуатация здания сельского акимата в селе Нарынкол Райымбекского района Алматинской области», также фактическое   наличие материалов (при выборочном осмотре) с сопоставлением со сметной документацией.

При осмотре выявлены расхождения между фактическим наличием и сметной документацией, т.е при визуальном осмотре не установлены материалы на общую сумму -1440739 тенге.

Пункт 7. Государственным партнером в нарушение п.6 ст.97 Бюджетного кодекса Республики Казахстанот4 декабря 2008 года №95-IV произведена необоснованная оплата за неустановленные материалы на общую сумму- 1440,7 тыс.тенге.

Также, в ходе визуального осмотра установлено, что по состоянию на 29 сентября 2023 года объекты по проектам ГЧП старое здания прокуратуры с пристройкой и здания сельского акимата в селе Нарынкол Райымбекского района Алматинской области не переданы в государственную собственность, т.е не переданы актом –приема передачи балансодержателю ГУ «Аппарат акима Райымбекского района».

Тогда как, в согласно  ст.9 гл.2 Правил приема объектов государственного-частного партнерства в государственную собственность, утвержденные и.о. министра национальной экономики Республики Казахстан от 25 ноября 2015 года №713 (далее- Правила №713):  «Частный партнер в течение тридцати рабочих дней с момента наступления срока передачи объекта ГЧП в государственную собственность в соответствии с условиями договора ГЧП, обращается в уполномоченный государственный орган соответствующей отрасли – в отношении объектов ГЧП, относящихся к республиканской собственности или местные исполнительные органы областей (городов республиканского значения, столицы) – в отношении объектов ГЧП, относящихся к коммунальной собственности, с заявлением о передаче объекта в государственную собственность.Если иное не установлено договором ГЧП моментом наступления срока передачи объекта ГЧП в государственную собственность является дата утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию в соответствии с п.4 ст. 73 Закона Республики Казахстан "Об архитектурной, градостроительной и

 

 строительной деятельности в Республике Казахстан".

Также, в соответсвии с условиями заключенных договоров ГЧП согласно пп.2 п.121 гл.15 и пп.2 п.118 гл.15 следует: «Частный партнер обязан: после окончания реконструкции в установленном порядке обеспечить ввод в эксплуатацию и передачу объекта ГЧП в государственную собственность».

Пункт 8. Таким образом, частным партнером – ТОО «Фуд-МС» нарушены ст.9 гл.2 Правил №713, пп.2 п.121 гл.15 и пп.2 п.118 гл.15 договоров ГЧП - после ввода объектов в эксплуатацию, объекты указанные  не были переданы в государственную собственность.

Согласно п. 4 ст.386 Гражданскому кодексу Республики Казахстан (далее-Гражданский Кодекс) следует: «Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение, имевшее место до истечения этого срока».

Пункт 9. В нарушение п.413 Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях, утвержденных приказом Министра финансов РК от 03.08.2010г. №393 (далее – Правила № 393) Управлением не учтены и не отражены расходы по проектам государственно-частного партнерства  ТОО «Фуд-МС»  по счету 7330 "Расходы по проектам государственно-частного партнерства" на общую сумму-494 913,0 тыс.тенге ( в том числе: в 2019 г.- 239489,0 тыс.тенге, в 2020г. - 93414,0 тыс.тенге, в 2021 г.-96080,0 тыс.тенге и в 2022 г.-65930,0 тыс.тенге). Соответственно, в нарушение п.41 главы 3 Правил составления и представления финансовой отчетности, утвержденные приказом министра финансов Республики Казахстан от 1 августа 2017 года №468 (далее-Правила №468) в годовой финансовой отчетности управления в отчете о результатах финансовой деятельности (форма ФО-2) за период 2019г., 2020г., 2021г.  за 2022г. по строке   142 "Прочие расходы по управлению активами"  за отчетные периоды не  отражены суммы начисленных расходов по проектам государственно-частного партнерства  в общей сумме- 494 913,0 тыс.тенге, что привело к искажению финансовой отчетности Управления за 2019 год в сумме -239489,0 тыс.тенге, за 2020 год-93414,0 тыс.тенге, 2021 год-96080,0 тыс.тенге и за 2022 год-65930,0 тыс.тенге.

5. Государственное учреждение «Управление координации занятости и социальных программ Алматинской области»:

Пункт 1. Заключенный Договор ГЧП  не соответствует требованиям действующего законодательства в сфере ГЧП, нарушены требования к составлению договоров предусмотренные законом, а именно среднесрочный или долгосрочный срок реализации проекта государственно-частного партнерства (от пяти до тридцати лет в зависимости от особенностей проекта государственно-частного партнерства); Нарушена ст.4. Закона О государственно-частном

партнерстве от 31.12.2015 года № 379- V ЗРК.

  Пункт 2. В договоре ГЧП  не отражены права, обязанности и ответственность сторон, а также расширение спектра оказание специальных социальных услуг для детей инвалидов, методов управления, способствующих улучшению качества управления объектом ГЧП; а также не огаварены условия выплат ВЗУ и их снижение, при несоблюдении качества оказываемых услуг. Нарушены требования к составлению договоров предусмотренные ст.46 Закона О государственно-частном партнерстве от 31.12.2015 года № 379- V ЗРК.

Пункт 3. В договоре ГЧП не отражены и не определены сумма инвестиции со стороны Частного партнера следовательно, частный партнер не несет предпринимательских рисков п.3 ст.46 Закона О государственно-частном партнерстве от 31.12.2015 года № 379- V ЗРК размеры, сроки и условия финансирования проекта государственно-частного партнерства, а также размеры, сроки и условия инвестиций; п.2 ст.3. Закона О государственно-частном партнерстве от 31.12.2015 года № 379- V ЗРК Основные задачи и принципы государственно-частного партнерства привлечение инвестиций в экономику государства путем объединения ресурсов государственного партнера и частного партнера для развития инфраструктуры и систем жизнеобеспечения населения.

Пункт 4. Согласно п. 23 ст. 46 Закона «О государственно-частном партнерстве» в договоре ГЧП не отражены порядок осуществления контроля и проведения мониторинга исполнения договора государственно-частного партнерства.

Пункт 5. С момента заключения Договора ГЧП и окончания проекта проверка финансово-хозяйственной деятельности Частного партнера Государственным партнером не осуществлялась, тогда как проверка предусмотрена п.3 ст. 17 Закона «О государственно-частном партнерстве». Осуществлять проверки финансово-хозяйственной деятельности частного партнера, в том числе путем привлечения аудиторской организации в рамках договора государственно-частного партнерства.

III. Итоговая часть

3.1. Принятые меры в ходе государственного аудита

В ходе государственного аудита и до проведения заседания ревизионной комиссии,  Управлением строительства Алматинской области бухгалтерской справкой от 09.10.2023 года №1 произведены соответствующие бухгалтерские проводки по отражению начисленных расходов по проектам государственно-частного партнерства по строке 142 (ФО -2) на общую сумму 494 913,0 тыс.тенге.

3.2. Выводы по результатам государственного аудита

1. Как указано выше, по результатам государственного аудита охвачено 6 318 343,5 тыс. тенге, выявлены финансовые нарушения на общую сумму 894540,5 тыс.тенге из них: подлежит возмещению – 341028,8 тыс.тенге  и подлежит восстановлению -553511,7 тыс.тенге (из них восстановлено-494 913,0 тыс.тенге, подлежит восстановлению- 58598,7тыс.тенге).  Нарушения процедурного характера-23 единиц.

2. Допущено неэффективное использование бюджетных средств на сумму 3 276 357,0 тыс.тенге вследствие несоблюдения принципов эффективности при планировании и использовании затрат бюджетных средств.

3.Выявленные финансовые нарушения допущены из-за несоблюдения требований Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года №95-VI, Закона Республики Казахстан от 31 октября 2015 года №379-V «О государственно-частном партнерстве», Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях, утвержденных приказом министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года №393, Правил составления и представления финансовой отчетности, утвержденных приказом министра финансов Республики Казахстан от 1 августа 2017 года №468 .

3.3. Рекомендации и поручения по результатам государственного аудита

Рассмотреть результаты государственного аудита эффективности реализации проектов государственно-частного партнерства, в том числе  концессионных проектов на заседании Ревизионной комиссии.

 

3.4. Приложение: сводный реестр выявленных нарушений и недостатков по результатам аудиторского мероприятия (на ______ листах).

 

Член Ревизионной комиссии                                    К.Есенаманов

Руководитель отдела государственного

аудита №1 -государственный аудитор Н. Калкаев

 

Руководитель отдела анализа,

планирования и контроля качества

-государственный аудитор С. Елубаева

 

Руководитель отдела

административно-правового отдела

-государственный аудитор                               А. Кулмухамбетова

 

Руководитель группы аудита

Главный специалист-

государственный аудитор                                               Л. Елеуова

Дизайн и разработка сайта от компании «Licon».
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
ZERO.KZ