Токаев Касым-Жомарт Кемелевич |
|
Президент Республики Казахстан |
Итоги государственного аудита
Управление финансов Алматинской области
Категория: Итоги государственного аудита | |
Дата: 30.10.2024 | |
Просмотры: 16 | Печать страницы |
|
|
Ревизионная комиссия по Алматинской области
|
№ исх: |
Председателю Ревизионной
комиссии по Алматинской области Мусаеву М.М.
АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по итогам государственного аудита правильности составления и достоверности консолидированной финансовой отчетности местного бюджета за 2023 год
ГУ «Управление финансов Алматинской области»
I. Вводная часть
1.1.Наименование аудиторского мероприятия: аудит консолидированной финансовой отчетности местного бюджета.
1.2.Цель аудиторского мероприятия: получение обоснованного подтверждения достоверности консолидированной финансовой отчетности местного бюджета.
1.3. Объекты государственного аудита: Государственное учреждение «Управление финансов Алматинской области».
Охвачены встречными проверками: ГУ «Управление строительства Алматинской области», ГУ «Управление образования», ГУ «Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства», «Отдел экономики и финансов Илийского района», ГУ «Отдел экономики и финансов Карасайского района», «Отдел экономики и финансов Илийского района».
1.4. Период, охваченный государственным аудитом: с 01 января по 31 декабря 2023 года.
Показатель государственного аудита существенность – отклонение при совершении объектом государственного аудита финансовых и хозяйственных операций от требований норм законодательства Республики Казахстан, а также иные ошибки, оказывающие влияние на принимаемые решения, максимально допустимый размер, которых определяется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле в зависимости от специфики деятельности объекта государственного аудита и категории показателей.
Вопросы:
- Аудит денежных средств и их эквивалентов
- Аудит финансовых инвестиций и финансовых обязательств
- Аудит запасов
- Аудит дебиторской и кредиторской задолженности
- Аудит долгосрочных активов
- Аудит прочих активов и обязательств
- Аудит чистых активов/капитала
- Аудит проведения встречных проверок
- Аудит правильности консолидации финансовой отчетности
II. Основная (аналитическая) часть
2.1. Краткий анализ состояния аудируемой сферы.
Управление финансов действует на основании Положения, утвержденного постановлением Акима Алматинской области от 21 мая 2018 года № 235.
В соответствии с пунктом 1 Положения Управление финансов является государственным органом Республики Казахстан, осуществляющее руководство в сфере исполнения бюджета, ведения бухгалтерского учета, бюджетного учета и бюджетной отчетности по исполнению местного бюджета, является уполномоченным органом по управлению областной коммунальной собственностью. Одним из функции является формирование и своевременного представления консолидированную финансовую отчетность и бюджетную отчетность по области центральному уполномоченному органу.
Составление консолидированной финансовой отчетности ведется на информационной платформе – подсистема «Сбор и консолидация финансовой и бюджетной отчетности» ИАИС «Е-Минфин».
Уполномоченным органом области по исполнению местного бюджета (Управление финансов Алматинской области) представлена Центральному уполномоченному органу по исполнению бюджета консолидированная финансовая отчетность (Консолидированный бухгалтерский баланс, Отчет о результатах финансовой деятельности, отчет о движении денег, отчет об изменениях чистых активов/капитала и пояснительная записка.
Основные показатели годовой консолидированной финансовой
отчетности по области по состоянию на 1 января 2024 года:
Элементы консолидированной финансовой отчетности Алматинской области за 2023 год, непосредственно связанные с критерием результатов деятельности в отчете о результатах финансовой деятельности.
Элементы финансовой отчетности |
Прошлый период |
Отчетный период |
Доходы |
879 245 077,9 |
889 604 415,9 |
Расходы |
658 140 201,7 |
824 841 644,4 |
В консолидированном бухгалтерском балансе наблюдается увеличение валюты баланса за 2023 год на 9,4% или на 66 930 600,4 тыс.тенге. Так, если на начало года валюта баланса составила 997 164 579,3 тыс.тенге, то на конец года 1 064 095 179,7 тыс.тенге. Основными составляющими активов являются долгосрочные активы, их доля на начало долгосрочных активов составило 86% или 853 806 104,4 тыс.тенге, на конец года 91% или 965 790 575,1 тыс.тенге. Удельный вес краткосрочных активов в валюте баланса на начало года составляет 14% или 143 358 474,9 тыс.тенге, на конец года 9,0% или 98 304 604,6 тыс.тенге.
Долгосрочные обязательства на конец 2023 года составили 158 519 764,3 тыс.тенге, что на 75 463 690,5 тыс.тенге больше, чем в начале года. Краткосрочные обязательства на конец года составили 66 924 636,1 тыс.тенге, что на 28 388 779,8 тыс.тенге больше, чем в начале года.
Чистые активы/капитал на конец года составили 838 650 779,7 тыс.тенге, что на 36921870,0 тыс.тенге меньше, чем в начале года.
По консолидированному отчету о результатах финансовой деятельности консолидированной финансовой отчетности местного бюджета по состоянию на 1 января 2024 года
Показатели |
Отчетный период |
Прошлый период |
Доходы от необменных операций |
885085254,2 |
863129788,6 |
Доходы от обменных операций |
267241,7 |
283801,9 |
Доходы от управления активами |
486907,1 |
953174,8 |
Прочие доходы |
3 765 012,9 |
14878312,6 |
Доходы, всего (сумма строк 010,021,030,040) |
889604415,9 |
879245077,9 |
Расходы государственного учреждения |
553414251,0 |
453186563,3 |
Расходы по бюджетным выплатам |
79713221,9 |
103270899,5 |
Расходы по уменьшению поступлений в бюджет |
177713648,1 |
83958505,4 |
Расходы по управлению активами |
5038726,5 |
5508580,5 |
Прочие расходы |
6603524,1 |
- |
Расходы, всего |
824841644,4 |
658140201,7 |
Выбытие долгосрочных активов |
(84724070,7) |
(20134152,0) |
Финансовый результат отчетного периода |
(19961299,2) |
200970724,2 |
Доходы за 2023 год составили 889 604 415,9 тыс.тенге, что на 10 359338,0 тыс.тенге больше, чем в 2022 году.
Основную долю в доходах занимают доходы от необменных операций, которые за 2023 год составили (99%) или 885 085 254,2 тыс.тенге.
Доходы от обменных операций (267241,7 тыс.тенге), доходы от управления активами (486907,1 тыс.тенге) и прочие доходы (3765012,9 тыс.тенге) за 2023 год составляют 5% от суммы всех доходов.
Расходы за 2023 год составили 824 841 644,4 тыс.тенге, что на 166 701 442,7 тыс.тенге больше, чем в 2022 году. В структуре расходов основную долю занимают расходы государственного учреждения 67% или 553 414 251,0 тыс.тенге, в том числе оплата труда (226 734 893,5 тыс.тенге), прочие операционные расходы (209 509 827,4 тыс.тенге).
Расходы по бюджетным выплатам составляют 10% от суммы всех расходов 79 713 221,9 тыс.тенге.
Выбытие долгосрочных активов составило (84 724 070,7) тыс.тенге.
Финансовый результат за 2023 год - составляет на сумму (19 961 299,2) тыс. тенге.
По консолидированому отчету о движении денег за 2023 год
Денежные средства на начало 2023 года составляют 36 890 909,2 тыс. тенге.
Чистая сумма денежных средств от операционной деятельности за 2023 год составляет 33 726 734,4 тыс.тенге в том числе поступление – 1 116 157 592,9 тыс.тенге, выбытие – 1 082 430 858,5 тыс.тенге;
Чистая сумма денежных средств от инвестиционной деятельности за 2023 год составляет минус 60 680 854,1 тыс.тенге в том числе поступление – 8 991 917,5 тыс.тенге, выбытие – 59 672 771,6 тыс.тенге.
Чистая сумма денежных средств от финансовой деятельности составляет 24 277 723,0 тыс.тенге в том числе поступление 32 936 379,0 тыс.тенге, выбытие 8 658 656,0 тыс.тенге.
Остаток денежных средств на конец 2023 года составляет 15 616 571,0 тыс.тенге.
Для определения количественного значения уровня существенности применены следующие подходы:
- установлен единый уровень существенности для всех показателей финансовой отчетности в размере 2 процента;
-рассчитано среднеарифметическое значение установленных процентных долей от выбранных для определения уровня существенности базовых показателей.
При изучении системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля объекта аудита, на основе аналитических процедур в рамках оценки рисков определены:
Оценка риска средств контроля
Риск средств контроля – означает риск того, что искажения, которые могут иметь место в отношении сальдо по счетам бухгалтерского учета или группы однотипных операций, не будут своевременно предотвращены или обнаружены и исправлены с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
Суммирования баллов, выставленных за ответы Управления по опросникам, в сравнении с диапазоном значений рисков, разработанным на основании профессионального суждения аудитора показал «средний» уровень риска средств контроля – 40 %.
Оценка неотъемлемого риска
Неотъемлемый риск – подверженность сальдо счета или класса операций хозяйствующего объекта искажениям, которые могут быть существенными по отдельности или в совокупности с искажениями других сальдо счетов или классов операций, при условии отсутствия соответствующих средств внутреннего контроля.
Суммирования баллов, выставленных за ответы Управления по опросникам, в сравнении с диапазоном значений рисков, разработанным на основании профессионального суждения аудиторов показал «низкий» уровень неотъемлемого риска-7,7%.
Оценка риска существенных искажений
Риск существенного искажения – риск того, что финансовая отчетность содержит существенные искажения, не выявленные на стадиях, предшествующих аудиту.
Качественное значение риска существенных искажений определен- 3,8 %.
Оценка риска необнаружения
Риск необнаружения напрямую зависит от решения государственного аудитора касательно содержания аудиторской проверки, времени, классификации и мер по снижению уровня приемлемого риска до минимума, где риск не обнаружения составил – 26 %.
Выбор аудиторских процедур основан на оценке рисков, соответственно для получения аудиторских доказательств аудитор может применять следующие аудиторские процедуры:
- аналитические процедуры;
- запросы (опросы);
- инспектирование;
- подтверждение;
- пересчет;
- наблюдение.
Источники доказательств определены следующими методами:
1) изучение документов, регистров бухгалтерского учета, основанные на первичных учетных записях;
2) получение информации, расчетов, как в бумажной, так и в электронной форме у ответственных лиц объекта аудита;
3) выполнение аналитических исследований (сравнение данных финансовых таблиц).
Кроме того, аудитом применены стандарты ISSAI 1610 «Использование работы внутренних аудиторов», аудит финансовой отчетности проведен за период с 1 января 2023 года по 31 декабря 2023 года.
Определение уровня существенности.
Уровень существенности – это совокупный размер допустимых искажений в данных финансовой отчетности, который не оказывает влияния на качество решений, принимаемых пользователями на основании анализа этой отчетности.
Существенность рассматривается на уровне финансовой отчетности и в отношении сальдо счетов, классов операций и раскрытий. Чем выше уровень существенности, тем ниже аудиторский риск и наоборот, чем ниже уровень существенности, тем выше уровень аудиторского риска.
Для расчета уровня существенности определены базовые показатели элементов финансовой отчетности: отдельные сальдо счетов бухгалтерского баланса; величина статьи бухгалтерского баланса; показатели финансовой отчетности.
Расчет уровня существенности в соответствии с общепринятой практикой установлено процентное значение существенности 2%.
Где, «валюта баланса» базовый показатель (сальдо на конец отчетного года) определен 911 451 444,4 тыс. тенге (из расчета валюта баланса- 1 064 095 179,7 тыс. тенге за минусом суммы статьи «Долгосрочные финансовые инвестиции» -152 643 735,3 тыс. тенге).
Таким образом, уровень существенности определен в размере 2%: от валюты баланса – 18 229 028,9 тыс. тенге (2% от 911 451 444,4 тыс. тенге), чистые активы -16 773 015,6 тыс. тенге (2% от 838 650 779,3 тыс. тенге) и расходы периода ГУ- 16 496 832,9 тыс. тенге (2% от 824 841 644,4 тыс. тенге).
Определение порога существенности
Также, в приложении 5 определен порог существенности (с уменьшением уровня существенности на 10%).
Так, порог существенности составил: валюта баланса – 16 406 126,01 тыс. тенге (минус 10% от суммы 18 229 028,9 тыс. тенге), от суммы чистых активов/капитала – 15 7095 714,04 тыс. тенге (минус 10% от суммы 16 773 015,6 тыс. тенге), суммы общих расходов – 14 847 149,61 (минус 10% от суммы 16 496 832,9 тыс.тенге).
Рассчитанный порог существенности применяется при планировании и выполнении аудита, для определения суммы статей баланса, превышающие рассчитанный порог существенности.
Формирование консолидированной финансовой отчетности местного (областного) бюджета по состоянию на 1 января 2024 года осуществлено путем консолидации консолидированных финансовых отчетов аппарата Управления и 30 (тридцати) областного администратора бюджетных программ: ГУ «Аппарат маслихата области», ГУ «Аппарат акима области», ГУ «Управление земельных отношений», ГУ «Департамент полиции», ГУ «Управление здравоохранения», ГУ «Управление природных ресурсов и регулирования природопользования», ГУ «Управление сельского хозяйства», ГУ «Управление координации занятости и социальных программ», ГУ «Управление финансов», ГУ «Управление экономики и бюджетного планирования», ГУ «Управление образования», ГУ «Управление внутренней политики», ГУ «Управление по развитию языков», ГУ «Управление предпринимательства и индустриально-инновационного развития», ГУ «Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог», ГУ «Управление по делам религий», ГУ «Управление по инспекции труда», ГУ «Управление строительства», ГУ «Управление архитектуры и градостроительства», ГУ «Управление культуры, архивов и документации», ГУ «Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства», ГУ «Ревизионная комиссия», ГУ «Управление туризма», ГУ «Управление физической культуры и спорта», ГУ «Территориальный орган, уполномоченных органов в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, финансируемый из областного бюджета», ГУ «Управление государственных закупок», ГУ «Управление ветеринарии», ГУ «Управление государственного архитектурно - строительного контроля», ГУ «Управление цифровых технологий».
А также 10-ти районных и городских уполномоченных органов по исполнению местного бюджета: ГУ «Отдел финансов Балхашского района», ГУ «Отдел финансов Енбекшиказахского района», ГУ «Отдел финансов Жамбылского района», ГУ «Отдел финансов Илийского района», ГУ «Отдел финансов Карасайского района, ГУ «Отдел финансов г.Капшагай», ГУ «Отдел финансов Кегенского района», ГУ «Отдел финансов Райымбекского района», ГУ «Отдел финансов Талгарского района», ГУ «Отдел финансов Уйгурского района».
2.2. Основные результаты государственного аудита
Государственным аудитом охвачены основные показатели годового консолидированного финансового отчета за 2023 год (краткосрочные активы, долгосрочные активы, краткосрочные обязательства и долгосрочные обязательства). Валюта бухгалтерского баланса по состоянию на 1 января 2024 года составляет 1 064 095 179,7 тыс.тенге.
В целях подтверждения достоверности данных консолидированного финансового отчета охвачены встречными проверками 6-ти администраторов бюджетных программ.
Также для получения необходимых аудиторских доказательств в соответствии с параграфом 12 Процедурного стандарта внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению аудита финансовой отчетности утвержденного нормативным постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 31 марта 2016 года № 5-НҚ применены следующие аудиторские процедуры: запрос, пересчет, внешние подтверждения в отношении полученных займов.
Проведенным аудитом Консолидированной финансовой отчетности местного уполномоченного органа по исполнению бюджета по состоянию на 01 января 2023 года установлены нарушения правил от 31 марта 2015 года №241 «Об утверждении правил ведения бухгалтерского учета», приказа от 02 марта 2022 года №241 «Об утверждении перечня и форм годовой финансовой отчетности для публикации организациями публичного интереса(кроме финансовых организации)», правил от 03.08.2010 года №393 «Правила ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях» утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан, Правил составления и представления финансовой отчетности, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 01 августа 2017 года № 468, Правил составления консолидированной финансовой уполномоченными органами по исполнению бюджета утвержденный приказом Министра финансов Республики Казахстан от 6 декабря 2016 года № 640, Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V ЗРК «О государственных закупках», Кодекса РК от 27 декабря 1994 года №268-XIII «Гражданский Кодекс РК» на общую сумму 134 385 601,2 тыс.тенге, в том числе:
- за счет не отражения в учете долгосрочных финансовых инвестиции (пополнение Уставного капитала) – 12 888 177,1 тыс.тенге;
- за счет неправильного переноса данных прошлого периода – 482 549,8 тыс.тенге;
-неоприходование по учету автотранспортных средств -2 750 743,8 тыс.тенге;
- Из-за некорректного ввода данных нарушены Правила утвержденные приказом Министра финансов РК от 26 мая 2017 года №340 «Правила отражения поступлений бюджета в годовой консолидированной финансовой отчетности об исполнений бюджетов, где разница по данной строке составила 85 258 895,6 тыс.тенге, которая повлияла и на сумму налога (платежа ) по измененному сроку.
-на началоотчетного периодапо строке 313 годового баланса в 2023 годунеобоснованно числилась суммадолгосрочной кредиторской задолженности перед бюджетомв сумме 15 802 854,0 тыс. тенге,
- за счет несвоевременного возврата либо зачислению в бюджет по обеспечению исполнения договоров КСН – 9432,1 тыс.тенге;
- за счет неотражения по балансу долгосрочной кредиторской задолженности перед бюджетом на общую сумму 5 756 720,0 тыс.тенге;
- за счет сокрытия, не полного отражения сумм дебиторской и кредиторской задолженности – 4758,7 тыс.тенге;
-за счет не полного отражения по учету принятых основных средств (школ) на 11 431 908,0 тыс.тенге;
- согласно бухгалтерского баланса по состоянию на 01.01.2024 года, в 4 районах по строке 500 «Итого чистые активы/капитал» на конец отчетного периода произошло завышение сумм, в следствии принятия годовой финансовой отчетности городских школ за 2023 год, на общую сумму 15 578 904,5 тыс.тенге, которые не влияют на итоги консолидированной финансовой отчетности за 2023 год;
-процедурные нарушения-2;
Общая сумма влияющие на итоги консолидированной финансовой отчетности за 2023 год составляет 118 573315,1 тыс.тенге;
Всего подлежит восстановлению по учету в общей сумме 31 745 240,5 тыс.тенге, из которых в ходе аудита и до проведения заседания восстановлено на сумму 21 882 511,5 тыс.тенге или 69%, подлежит возмещению в бюджет 3718,0 тыс.тенге, которые в ходе аудита 100% полностью перечислены в бюджет.
В 2023 году постановлением Акима Алматинской области с баланса Управления строительства были переданы 10-ть объектов культуры и здравоохранения по предприятиям Алматинской области на общую сумму 2 518 907,6 тыс.тенге, в том числе:
-по Уйгурскому району 2-объекта здравоохранения на 219 293,2 тыс.тенге;
-по Кегенскому району 2-объекта здравоохранения на 658 113,4 тыс.тенге;
-по Райымбекскому району 5-объектов здравоохранения на 1 085 640,9 тыс.тенге;
-по Райымбекскому району ДК с.Сумбе на 555 860,1 тыс.тенге;
В соответствии со ст.143,157 Закон Республики Казахстан от 3 марта 2011 года № 413-IV «О государственном имуществе» Уставный капитал казенного предприятия формируется из имущества, полученного от собственника в управление для осуществления уставной деятельности.
В нарушение п.14,28, правил №241 от 31 марта 2015 года и пп.3 прил.2 Правил №241 от 02 марта 2022 года не увеличен Уставной капитал предприятий.
Постановлением Акима Алматинской области от 01.11.2023 года №381 с баланса ГУ «Управление строительства Алматинской области» было передано на баланс ГККП «Районный дом культуры им.Баккожа Мукая акима Райымбекского района» «Строительство ДК с.Сумбе» стоимостью 555860,1 тыс.тенге, однако в 2023 году объект не был принят на баланс предприятия.
В нарушение п.14,28, правил №241 от 31 марта 2015 года и пп.3 прил.2 Правил №241 от 02 марта 2022 года вышеуказанными предприятиями не был увеличен Уставной капитал на общую сумму 2 518 907,6 тыс.тенге, что привело к искажению консалидированной финансовой отчетности за 2023 год.
ГУ «Отдел экономики и финансов Карасайского района»
В ходе аудита Отделом представлены акты сверок учреждений с поставщиками газоснабжения, «Казахтелеком» и АлматыЭнергоСбыт где установлено наличие дебиторской задолженностей на начало отчетного периода на общую сумму 2194,0 тыс.тенге, кредиторской задолженности на 51,8 тыс.тенге, которые не отражены в бухгалтерском балансе учреждениях района, что привело к искажению консолидированной финансовой отчетности.
Согласно отчетао результатахфинансовой деятельности (ФО-2) за отчетный период (2023 год) по строке100 «доходы,всего (сумма строк 010,021,030,040) » составили 18 416 168,4 тыс.тенге, в то время как в прошлом периоде (2022 году) сумма по данной строке составляла 131 637 872,4 тыс.тенге.
Анализом данных установлено, что согласно сводногоотчетаДГД по Алматинской области(выгруженного из налоговой программы КАО) по итоговым операциям налогов и платежей районав бюджетза отчетный период (2023 год) по строке020 «доходы отналоговых поступлении в бюджет»отражено7 810 745,0 тыс.тенге, а в прошлом периоде (2022 году) сумма по данной строке составляла 126 063 563,0 тыс.тенге.
Значительная разница составила из-за ошибочного начисления доходов в 2022 финансовом году по данной строкеКПНв сумме92 037 598,8 тыс.тенге (поступление 6 778 703,2 тыс.тенге или 6,2% от начисления ), которая в 2023 году была скорректирована, из-за чего в отчетном периоде по ФО-2 консолидированной отчетности соответственно по 300 строке финансовый результат отчетного периода (строка 100- 200+/-210,220,230,240) составил (28 480 827,6 тыс.тенге).
Из-за некорректного ввода данных нарушены Правилаутвержденныеприказом Министра финансовРК от 26 мая 2017 года №340 «Правилаотраженияпоступлений бюджетав годовой консолидированной финансовой отчетностиоб исполнений бюджетов,необоснованная разница по данной строке составила85 258 895,6 тыс.тенге, которая повлияла и на сумму налога (платежа ) по измененному сроку и искажению консолидированной финансовой отчетности района формы ФО-2.
- «Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Алматинской области»
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 июля 2022 года № 471 «О некоторых вопросах по реализацииуказов Президента Республики Казахстанот 3 мая 2022 года №886«О некоторых вопросахадминистративно- территориальногоустройства», ряд районовреорганизованы с выделением ихиз Алматинской области в областьЖетысу.
Постановлением Акимата Алматинской области от 01 августа 2022 года № 246 «О некоторыхвопросах коммунальной собственности Алматинской области», необходимо было передатьиз коммунальной собственностис баланса государственных учреждении Алматинской области на баланс в коммунальную собственность государственных учреждении области Жетысуимущество и принятьиные мерывытекающие изнастоящего постановления.
То есть, на начало2023 годаотчетного периодапо строке 313необоснованно числилась суммадолгосрочной кредиторской задолженности перед бюджетомв размере 15 802 854,0 тыс. тенге, которую во исполнение постановления Правительства Республики Казахстан от 11 июля 2022 года № 471 «О некоторых вопросах по реализации указов Президента Республики Казахстан от 3 мая 2022 года №886 «О некоторых вопросах административно- территориального устройства», необходимо было согласно вышеуказанных бюджетных законодательств Республики Казахстан передать (переуступить) МИО области Жетысу в 2022 финансовом году.
В парушениеп.12 статьи 43 Закона №434-V «О государственных закупках», по истечению сроков не приняты меры по возврату либо зачислению в бюджет кредиторской задолженности обеспечения исполнения договора на начало отчетного периода в 2023 году необоснованно числилась сумма гарантийных взносов подлежащая возврату в Управление энергетики и жилищно коммунального хозяйства области «Жетісу» в сумме 1602,9 тыс. тенге, которую необходимо было передать в 2022 финансовом году.
В связи с неисполнением договорных обязательств ТОО «Ремстрой»по договору от 10 сентября 2021 года № 191/21 необходио было перечислить обеспечение исполнение договора в бюджет в 2023 году.
В нарушениеп.12 статьи 43 Закона №434-V «О государственных закупках», по истечению сроков не приняты меры по возврату либо зачислению в бюджет обеспечения исполнения договора, где на 1 января 2024 года необоснованно числилась сумма гарантийных взносов подлежащая возврату в бюджет в 2023 году размере 4110,4 тыс. тенге, которая была перечислена счетом к оплате №2791001/24-948 от 02 июля 2024 года.
Согласно Положения в ведении Управления находится ТОО «Alatau Publik Utilities» зарегистрирован в органах юстиции 11 декабря 2023 года согласно постановления акимата Алматинской области от 07 декабря 2023 года № 431 «О создании ТОО « Alatau Publik Utilities» с уставным капиталом в сумме 1 000 000 000 (один млрд.) тенге.
Однако, в несоблюдение пункта 4 статьи 2, статьи 4,5,6ЗаконаРеспублики Казахстан от28 февраля 2007 года №234«О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»,пунктов 3,4,5,23приказа Министра финансов Республики Казахстанот 31 марта2015 года № 241 « Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета», ТОО «Alatau Publik Utilities» при сдаче бухгалтерского баланса в орган государственного управления по строке 410 не отражен сформированный уставный капиталом в сумме 1 000 000 000 (один млрд.) тенге, что является искажением финансовой отчетности (копия бухгалтерского баланса за 2023 год.
Кроме того, поформе ФО-1на 31 декабря 2023 года по строке 110 «долгосрочные финансовые инвестиции»числитсяв сумме 21 671 324,3 тыс. тенге, в то время как по представленным документам данная сумма должна составлять 30 603 102,3 тыс.тенге, несоблюдение пунктов 86, 90 приказа МФ РК от 3 августа 2010 года № 393 «Правила ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях» привело к искажению консалидированной финансовой отчетности на сумму 8 931 778,0 тыс.тенге.
- «Управление строительства Алматинской области».
По предоставленным в ходе аудита оборотно-сальдовой ведомости за 2023 год, где на 01.01.2023 года по счету 2110 «Долгосрочные займы предоставленные» числятся выданные кредиты прошлых лет в сумме5 756 720,0 тыс.тенге.
На начало отчетного периода по строке 313 «Долгосрочная кредиторская задолженность перед бюджетом» - 0,0 тыс.тенге;
На конец отчетного периода по строке 313 «Долгосрочная кредиторская задолженность перед бюджетом» - 17 261 405,0 тыс.тенге;
Таким образом, в нарушение п.34,97,119 Правил № 393 утвержденного приказом Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года, п. 33 приказа Министра финансов Республики Казахстан от 1 августа 2017 года №468 «Об утверждении форм и правил составления и предоставления финансовой отчетности» Управлением не был отражен по строке 313 бухгалтерского баланса (Форма КФО-1) по состоянию на 01 января 2023 года выданные кредиты прошлых лет в сумме 5 756 720,0 тыс.тенге, что привели к искажению Консолидированной финансовой отчетности за 2023 год.
В нарушение п.4 ст.10 Закона РК от 01.03.2011 года №413-IV «О государственном имуществе» где после принятия решения о передаче государственного имущества из одного уровня местного государственного управления и самоуправления коммунальным имуществом в другой в тридцатидневный срок оформляется передаточный акт, так постановлением Акима Алматинской области от 11.07.2019 года №290 с баланса ГУ «Управление строительства Алматинской области» было передано на пополнение уставного капитала ГКП ПХВ «Уйгурская центральная районная больница» врачебная амбулатория на 10 посещении в смену с.Добын стоимостью 55709,1 тыс.тенге, однако объект был передан только в 2023 году (Акт приема-передачи объекта №40 от 9 ноября 2023 года).
ГУ «Отдел экономики и финансов Талгарского района»
В нарушение пункта 12 статьи 43 Закона №434-V «О государственных закупках», п.20 Приказа Министра финансов Республики Казахстан от 01 августа 2017 года №468 «Об утверждении форм и правил составления и представления финансовой отчетности», так же п.1 статьи 178 Гражданского Кодекса, по истечению сроков не приняты меры по возврату либо зачислению в бюджет, по погашению, списанию кредиторской задолженности обеспечения исполнения договора в Аппарате акима Туздыбастауского сельского округа в сумме 285,9 тыс. тенге,которая подлежит возврату в бюджет.
В нарушение п.20,25 Правил «Об утверждении форм и правил составления и предоставления финансовой отчётности» утверждённого приказом Министра финансов РК от 1 августа 2017 года №468 Аппаратомакима Нуринского сельскогоокруга в бухгалтерском балансе(форма ФО-1) по строке 014 на конец отчетного периода не отражена краткосрочная дебиторская задолженность в сумме 189,5 тыс.тенге, на начало отчетного периода по строке 215 не отражена краткосрочная кредиторская задолженность в сумме 80,7 тыс.тенге, что повлияло на достоверность данных в консолидированной финансовой отчетности за 2023 год.
Уставной капитал подведомственного предприятияГУ «Отдел культуры,развития языков,физической культуры и спорта» в финансовой отчетности (форма ФО-1) должна отражатся по строке 110 «Долгосрочные финансовые инвестиции» (как информация по долгосрочным инвестициям в субъекты квазигосударственного сектора (доля участия государства в уставном капитале), однако в бухгалтерском балансе (ФО-1) отдела на 01 января 2023 года и на 01 января 2024 года по строке 110 «Долгосрочные финансовые инвестиции» не была отражена Уставной капитал предприятия, в общей сумме 437491,5 тыс. тенге, где нарушен п.88, п.90 Правил от 3 августа 2010 года №393. и п.27,п.79 Правил от 1 августа 2017 года №468.
Кроме того, на конецотчетного периода 2022 года остаток по строке 115 «Незавершенное строительство» составляла 887665,0 тыс.тенге, на началоотчетного периода 2023 года остаток по строке 115года был перенесен в сумме 858505,8 тыс.тенге, или меньше на 29159,2 тыс.тенге, где нарушен пп.7 п 15 Правил № 640 которым определен порядок осуществления составления консолидированной финансовой отчетности и учтен Перенос консолидированных данных предыдущего отчетного периода,что привело к искажению Консолидированной финансовой отчетности за 2023 год.
В ГУ «Отдел ЖКХ,ПТ и АД Талгарского района» установлено, что на конец 2022 года сумма БАЛАНСА составила 21 697 970,1 тыс.тенге, а на начало 2023 года отражена сумма баланса 21 838 012,7 тыс.тенге.
- нарушение п.4 Правил «Об утверждении правил ведения бухгалтерского учёта в ГУ» утверждённого приказом Министра финансов РК от 3 августа 2010 года №393 и п.3,4 гл.1, п.79, гл.3 Правил №468 в (ФО-1) «Бухгалтерский баланс» в графе 2(строка-114,118) не правильно произведен перенос остатков суммы с конца 2022 года на начало 2023 года, где разница суммы составляет 140042,6 тыс.тенге,что привело к искажению финансовой отчетности за 2023 год.
Анологично, в ГУ «Отдел строительства, архитектуры и градостроительства Талгарского района» установлено,что на конец 2022 года сумма БАЛАНСА составила 21 832 129,8 тыс.тенге, а на начало 2023 года отражена сумма баланса 22 145 567,8 тыс.тенге, где разница суммы составляет 313348,0 тыс.тенге что привело к искажению финансовой отчетности за 2023 год, где в данных случаях нарушен пп.7 п 15 Правил № 640 которым определен порядок осуществления составления консолидированной финансовой отчетности и учтен Перенос консолидированных данных предыдущего отчетного периода.
В ходе аудита откорректировано бухгалтерской справкой на общую сумму – 920311,5 тыс.тенге,перечислено в доход бюджета 285,9 тыс.тенге.
ГУ «Управление образования Алматинской области»
В нарушение пункта 12 статьи 43 Закона №434-V, Управлением и подведомственными учреждениями по истечению сроков не приняты меры по возврату либо зачислению в бюджет, по погашению, списанию кредиторской задолженности обеспечения исполнения договора на общую сумму 89,9 тыс.тенге.
Согласно п.272 Правил №393, законченные и сданные в эксплуатацию объекты строительства в полной сумме произведенных на них затрат, при этом отражается запись: дебет соответствующего субсчета счета «Основные средства» подраздела Плана счетов и кредиту субсчета 2411 «Незавершенное строительство».
В ходе аудита установлено, что введенные в эксплуатацию 6 объектов в сфере образования в Алматинской области на общую сумму 11 431 908,0 тыс.тенге не приняты на баланс соответствующими образовательными учреждениями, в том числе:
В нарушение п.243, 272 Правил №393 и п.27 гл.3, п.79 Правил №468, подведомственным учреждением ГУ «Отдел образования по Карасайскому району» в бухгалтерском учете и при составлении финансовой отчетности по состоянию на 31 декабря 2023 года не учтены 4 школы на общую сумму 6 989 624,0 тыс.тенге, из них:
- Подлежат принятию на баланс сданные в эксплуатацию 3 объекта на сумму5 420 445,0 тыс.тенге;
- принят на баланс от 01.01.2024 года 1 объект на сумму 1 569 179,0 тыс.тенге.
- в нарушение п. 22 Параграфа 2 Правил №640 по строке 114 «Основные средства» в Консолидированном финансовом отчете (форма КФО-1) не отражена сумма на конец отчетного периода на сумму 6 989 624,0 тыс.тенге, что привело к искажению Консолидированной финансовой отчетности за 2023 год.
В нарушение п.243, 272 Правил №393 и п.27 гл.3, п.79 Правил №468, подведомственным учреждением ГУ «Отдел образования по Илийскому району» в бухгалтерском учете и при составлении финансовой отчетности по состоянию на 31 декабря 2023 года не учтена средняя школа на 600 мест с.Жанаталап Илийского района Алматинской области на общую сумму 2 144 163,0 тыс.тенге, где нарушен п. 22 Параграфа 2 Правил №640, что привело к искажению Консолидированной финансовой отчетности за 2023 год.
Постановлением Акимата Алматинской области области №437 от 12 декабря 2023 года в ГУ «Отдел образования по г.Конаев» была передана школа на 900 мест, при этом, вышеуказанный объект принят на баланс и отражен в финансовой отчетности ГУ «Отдел образования по г.Конаев», тогда как данный объект следовало принять на баланс самой школы и отразить в финансовой отчетности школы, где нарушен п.243 Правил №393 и п.27 гл.3 Правил №468.
- в нарушение п. 22 Параграфа 2 Правил №640 по строке 114 «Основные средства» в Консолидированном финансовом отчете (форма КФО-1) отражена сумма на конец отчетного периода на сумму 2 298 121,0 тыс.тенге, при этом, данное нарушение привело к искажению финансовой ГУ «Отдел образования по г.Конаев» отчетности за 2023 год.
В соответствиии с пп.4 п.3 Гл.1 Правил №640, консолидированная финансовая отчетность администратора бюджетных программ – это финансовая отчетность администратора бюджетных программ и подведомственных ему государственных учреждений, представленная как финансовая отчетность единой организации.
Тем самым, в нарушение п.3 Гл.1 Правил №640, городские школы предоставляли финансовую отчетность в районные отделы образования.
При этом, согласно бухгалтерского баланса по состоянию на 01.01.2024 года, в 4 районах по строке 500 «Итого чистые активы/капитал» на конец отчетного периода произошло завышение сумм, в следствии принятия годовой финансовой отчетности городских школ за 2023 год, на общую сумму 15 578 904,5 тыс.тенге, в том числе:
- по ГУ «Отдел образования по Карасайскому району» на сумму 9 921 476, 3 тыс.тенге;
- по ГУ «Отдел образования по Енбекшиказахскому району» на сумму 862 270, 2 тыс.тенге;
- по ГУ «Отдел образования по г.Конаев» на сумму 983 126,5 тыс.тенге;
- по ГУ «Отдел образования по Талгарскому району» на сумму 3 812 031, 5 тыс.тенге.
В нарушение пп.4 п.3 Гл.1 Правил №640, подведомственными учреждениями ГУ «Отдел образования по Карасайскому району», ГУ «Отдел образования по Енбекшиказахскому району», ГУ «Отдел образования по г.Конаев», ГУ «Отдел образования по Талгарскому району» в бухгалтерском учете и при составлении финансовой отчетности по состоянию на 31 декабря 2023 года завышены суммы по строке 500 «Итого чистые активы/капитал» на общую сумму 15 578 904,5 тыс.тенге.
Вместе с тем, следует отметить, что сдача финансовой отчетности городскими школами Алматинской области в районные отделы образования не повлияла на итоги консолидированной финансовой отчетности за 2023 год, так как все данные городских школ отражались через районные отделы образования в общей консолидированной финансовой отчетности Управления образования Алматинской области за 2023 год.
ГУ «Отдел экономики и финансов Илийского района»
В нарушение пункта 12 статьи 43 Закона №434-V, п.1 статьи 178 Гражданского Кодекса по истечению сроков не приняты меры по возврату либо зачислению в бюджет, обеспечения исполнения договора Аппаратом акима сельского округа Өтеген батыра и Отделом строительства Илийского района на общую сумму 437,9 тыс. тенге.
Постановлением Акимата Алматинской области №350 от 07.11.2022 года, согласно Акта приема-передачи №411 от 17.11.2022 года были приняты из баланса города Алматы в коммунальную собственность Алматинской области на баланс ГУ «Управление финансов Алматинской области» автотранспортные средства для пассажирской перевозки в количестве 300 единиц с остаточной стоимостью 3 119 425, 8 тыс.тенге.
В нарушение п.243, 250 Правил №393 и п.27 гл.3, п.79 Правил №468, принятые по Акту приема-передачи 275 единиц автотранспортных средств на общую сумму 2 750 305,9 тыс.тенге в бухгалтерском учете и при составлении финансовой отчетности по состоянию на 01 января 2023 года и на 01 января 2024 года не учтены в ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства и жилищной инспекции Илийского района» .
Соответственно в нарушение п. 22 Параграфа 2 Правил №640 по строке 114 «Основные средства» в Консолидированном финансовом отчете (форма КФО-1) не отражена на начало года и на конец отчетного периода в сумме 2 750 305,9 тыс.тенге, что привели к искажению Консолидированной финансовой отчетности за 2023 год.
2.3. Оценка влияния деятельности объектов государственного аудита на социально-экономическое развитие.
III. Итоговая часть
3.1. Принятые меры в ходе государственного аудита.
Из подлежащих восстановлению по учету 31 745 240,5 тыс.тенге, в ходе государственного аудита и до проведения заседания восстановлено всего 21 882 511,5 тыс.тенге или 69%, подлежит возмещению в бюджет 3718,8 тыс.тенге, в ходе аудита возмещено 3718,8 тыс.тенге или 100%.
По фактам выявленных нарушений, повлиявших на искажение Консолидированной финансовой отчетности за 2023 год по 6-ти государственным учреждениям направлены материалы с признаками административных правонарушений по ст. 238, 239 Кодека РК «Об административном правонарушении» в Департамент внутреннего государственного аудита по Алматинской области.
3.2. Выводы по результатам государственного аудита:
Подводя итоги по поставленной цели государственного аудита «Правильность составления и достоверности консолидированной финансовой отчетности местного бюджета» Управление финансов Алматинской области в ходе выполнения своих функциональных обязанностей ориентирован на достижение своих целей и задач в соответствии с Положением, но при этом установлены факты не должного исполнения функций отдельными администраторами бюджетных программ по составлению консолидированной инансовой отчетности и отражения в них всех данных.
Установлены моменты недостаточной проверки данных финансовой отчетности Управлением финансов Алматинской области и администраторами бюджетных программ от государственных учреждении в связи с чем, консолидированная финансовая отчетность за 2023 год местного уполномоченного органа по исполнеию бюджета не в полной мере обеспечены достоверными данными и привели к искажению консолидированной финансовой отчетности влияющие на итоги за 2023 год в общей сумме 118 573 315,1 тыс.тенге;
Не корректное отражение в отчетах по финансовой отчетности у 6-ти Администраторов бюджетных программ и местных уполномоченных органов по исполнению бюджета не соблюдаются требований к финансовой отчетности – «полнота и достоверность отражений за отчетный период всех операций».
С учетом принятых мер по устранению выявленных нарушений группой аудита принят аудиторский отчет консолидированной финансовой отчетности на 2023 год - мнение с оговоркой.
Причинами выявленных нарушений послужило недостаточное соблюдение действующего бюджетного и иного законодательства, не достаточный контроль со стороны должностных лиц объекта аудита по ведению бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности работниками бухгалтерий учреждений и организаций.
Управлению финансов Алматинской области и администраторам бюджетных программ следует вести бухгалтерский учет в соответствии с законодательством, составлять финансовую отчетность согласно Правил составления и представления финансовой отчетности, утвержденный приказом Министра финансов Республики Казахстан от 1 августа 2017 года №468 и Правил составления консолидированной финансовой отчетности уполномоченными органами по исполнению бюджета, утвержденный приказом Министра финансов Республики Казахстан от 6 декабря 2016 года № 640.
В целях недопущения выявленных нарушений Управлению финансов Алматинской области необходимо на постоянной основе проводить техническую учебу со всеми Администраторами бюджетных программ по внесённым изменениям в законодательстве Республики Казахстан, а также принимаемыми нормативно-правовым актам.
3.3. Рекомендации и поручения по результатам государственного аудита:
1. Рассмотреть результаты государственного аудита на заседании Ревизионной комиссии.
2. Принять к сведению, что в ходе государственного аудита и до проведения заседания поступило в местный бюджет 3718,8 тыс.тенге или 100%, восстановлено по учету 21 882 511,5 тыс.тенге или 69%.
3. Направить предписание в Управление образования Алматинской области о восстановлении по бухгалтерскому учету вновь принятых обектов образования.
Информацию об исполнении и принятых мерах предоставить в срок до 30 марта 2025 года с приложением подтверждающих документов.
3.4. Приложение: (на 7 листах): сводный реестр выявленных нарушений и недостатков по результатам аудиторского мероприятия.
Член Ревизионной комиссии К.Есенаманов
Руководитель отдела планирования
анализа и контроля качества С.Елубаева
Руководитель административно-
правового отдела А.Кулмуханбетова
Руководитель группы аудита Ж.Усенбаев